Мероприятия

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать   и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться                                         

 

 А. Л. Венгер

 

День преемственности

29.11.2021

В рамках комплекса мероприятий по реализации преемственности дошкольного образования  и первой ступени  общего среднего образования 23 ноября 2021г. в средней школы  №1 г. Воложина проходил день преемственности, на который были приглашены педагоги дошкольных учреждений города.

Воспитатель дошкольного образования Ляшук А.В. и педагог-психолог Супрун Н.В. посетили открытый урок в 1-м «А» классе, в котором  занимаются 5 наших выпускников: Иодо Аня, Амбражевич Назар, Кислая Настя, Унуковский Матвей, Пашковская Василиса.

Урок обучения чтению по теме «Закрепление изученного материала. Чтение слов с буквой М/м», который проводила учитель высшей категории Прокопович Татьяна Ярославовна, прошел интересно, грамотно, продуктивно, были использованы игровые и сюрпризные моменты. Дети были активны, внимательны, охотно переключались на новые виды деятельности и даже  продемонстрировали свои первые навыки чтения.

После просмотров все гости из учреждений дошкольного образования города и учителя первых классов школы собрались за «круглым столом» для обсуждения посещенных уроков, обменялись впечатлениями и рекомендациями для дальнейшей работы.

Также наше учреждение отправило видеописьмо от будущих школьников в ГУО "Средняя школа №1 г.Воложина" и ГУО "Гимназия №1 г.Воложина", в котором дошкольники рассказали о себе и задали вопросы о школе. 

свернуть

Родительская встреча

 

Компоненты готовности ребенка к обучению в школе

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации его жизни, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят многих родителей будущих первоклассников. Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счёте, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.

Сам факт поступления ребёнка в школу ещё не говорит о принятии им статуса ученика. Каждый по-своему переживает эту новую социальную роль. Для ребёнка это не только событие, но и процесс, растянутый во времени. Психологи называют его «критическим периодом», «критическими годами зависимости», «критическим возрастным периодом».

У ребёнка обостряется потребность в безопасности, эмоциональном контакте с близкими взрослыми, защите и опеке с их стороны. Специалисты отмечают усиление чувствительности ребёнка к разным воздействиям взрослого. Всё это побуждает к внимательному отношению со стороны и родителей, и педагогов и оказанию поддержки в семье и за её пределами.

Готовность к школе включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую.

Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.

Начнём с физической готовности. Все родители согласятся с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм.

В подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течение 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения. Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития «ловких» мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности.

Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т.е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу, очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в «Занимательные фигуры» или «Назови одним словом», уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.

Следующий вид готовности к школе – это психологическая готовность. Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение. Это интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и коммуникативная готовности.

От того, насколько хорошо развиты познавательные психические процессы: память зрительная и слуховая, мышление, внимание и творческое воображение,  будет во многом зависеть сформированность интеллектуальной готовности к обучению. Но, развивая способности ребёнка, следует знать ряд важных вещей. Развитие и обучение должно быть стабильно и постоянно. Стоит на время сделать перерыв, навёрстывать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет «стоячего» положения. И если мы не движемся вперёд, то неизбежно станем двигаться назад. Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью.  Известный детский писатель С.Я.Маршак писал: «Он взрослых изводил вопросом «почему?». Его прозвали «маленький философ», но только он подрос, как начали ему преподносить ответы без вопросов. И с тех пор он больше никому не досаждал вопросом «почему?».  Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.

Всем вам хорошо знакома такая ситуация: мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше. Другая ситуация: ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, показывая пример. Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но в первом случае  малыш просто поел каши, тогда как второй приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.  Помимо развития познавательной активности необходима вера в ребёнка, поддержка, оптимизм, поощрение, ответственность и т.п. «Почвой», которая питает познавательный интерес, является мотивация. 

            Какова же разница между понятиями «желание пойти в школу» и «желанием учиться»?  Если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит: «в школе не надо спать», «там будут мои друзья из детского сада» и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться, о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И, конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или, наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: «Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…».

Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения.

Эмоционально-волевая готовность – еще одно важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должно преобладать «надо». От того, насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть, от того, насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия». Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере! Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, – и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки.

То, что мы «вложим» в своих детей в детстве, то и «получим» в более зрелом возрасте. Давайте будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

 

Педагог-психолог Супрун Нина Владимировна

 

 Список литературы по теме « Психологическая готовность к школе»

  1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
  2. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети» М. 1983 – 180с.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 – 189 с.
  4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
  5. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.
  6. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
свернуть

SMART-семинар для родителей

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Начало школьного обучения для каждого ребенка  является сильным стрессом.   Наряду с чувствами  радости, гордости, удивления всему новому дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Возросшая тревожность снижает общую сопротивляемость организма и, как следствие, в адаптационный период могут участиться  простудные заболевания, обостриться хронические, появиться или усилиться невротические проявления: нарушение сна, аппетита, повышение температуры, похудение, нервные тики (при данных проявлениях необходима консультация невропатолога или психоневролога).

У  части детей появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными  проявлениями. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка, но и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу.

Адаптационный период к школе может длиться от 2(3) мес. до 1 года. Значительная часть детей адаптируется в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям требуется больше времени для привыкания.

С чем же связаны трудности адаптации?  

Основные причины, вызывающие трудности привыкания:

1.Несформированность «внутренней позиции школьника». (Не сформированы желание учиться и  готовность к роли ученика, который имеет свои права и обязанности).

2.Слабое развитие произвольности.

- неумение детей сознательно подчинить свои действия правилу, определяющему  способ действия;

 - неумение ориентироваться на заданные требования;

 - неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять его задания;

 - неумение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительному образцу.

3.Трудности в общении со сверстниками.

4.Завышенные требования со стороны родителей. 

5.Состояние здоровья и его особенности, уровень физического развития. В частности, гиперактивность, левшество могут вызвать определенные трудности в адаптации.

6.Негативная семейная ситуация, частые конфликты между супругами. В этом случае ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не способна удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Как следствие, общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносится на школьную жизнь.

Рекомендуем к просмотру:

 

Успешной адаптация считается, если ребенок:

  • спокоен, в хорошем настроении;
  • хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
  • быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
  • без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
  • понимает и принимает школьные правила;
  • нормально реагирует на замечания учительницы;
  • не боится учителей или ровесников;
  • нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.

К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:

  • чрезмерная усталость, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
  • жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
  • сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
  • как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний.

В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога. Так вы сможете помочь ребенку пройти этот период самым оптимальным для него путем. Но, для более осознанной помощи, неплохо разобраться, а что же с ним, собственно, происходит в период привыкания к школе? По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, — игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано.

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.

В школьном обучении учтена такая особенность детской психики, поэтому первый класс учебы априори является безоценочным – при оценке работы школьников отметки не используются.

Рекомендуем к просмотру:

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

  1. Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе;
  2. Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь, благодаря успешной учебе; объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле.
  3. Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно;
  4. Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным и учитывать личностные особенности ребенка;
  5. Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий;
  6. Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе;
  7. Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в его верите и готовы всегда ему помочь при необходимости;
  8. Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать;
  9. Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается;
  10. Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями;
  11. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо тащить его сразу на море кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом;
  12. Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что;
  13. После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности;
  14. Помните, что основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.

 

«Что говорят ваши дети о школе»

Рекомендуем к просмотру детям:

 

 

 

Подготовили:

Супрун Н.В., педагог-психолог

Нахай Е.Ю., заместитель заведующего по основной деятельности

свернуть