Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор посредством игр экономической направленности.
Оборудование: столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, д/и «Собери банкноту».
Ведущий:
Добрый день! Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Именно наши дошкольники будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький гражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования. Поэтому
Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Задачи экономического воспитания дошкольников:
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание - индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
Поэтому мы в нашем дошкольном учреждении используем разнообразные формы и методы по ознакомлению дошкольников с экономикой:
- загадки;
- пословицы;
- экономические задачи;
- сказки;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в увлекательный мир экономики
- Упражнение «Экономика для дошкольников – это..........» (каждый участник высказывает понятие «Экономика для дошкольников – это...»)
- Деление воспитателей на команды: упражнение «Найди партнеров». В руках у присутвующих части банкноты «тенге» и «доллар». Под музыку присутвующие премещаются по залу, как только музыка останавливается участники треннига должны найти свою команду.
Образуются две команды.
- Задание «Нарисовать эмблему»
- Представление команд.
- Игровое упражнение «Бартер»
1,2,3,4,5- начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю я на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку
Предлагаю «Бартер»: конфета – на пословицу или поговорку экономического содержания.
- Экономические загадки:
- Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…. (товар)
- На товаре быть должна
Обязательно…..(цена)
- Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без……(рекламы)
- Чуть оплошаешь -так в тот же момент
Рынок захватит весь твой….(конкурент)
- Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким …..(доход)
- Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить ….(налоги)
- Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)
- Приносить доходы стал
В банке папин …. (капитал)
- На рубль-копейки, на доллары-центы,
Бегут набегают в банке…(проценты)
- Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы …..(ссуду)
- Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…..(залог)
- И врачу и акробату
Выдают за труд…….. (зарплату)
- В банке для всех вас висит прокламация:
«деньги в кубышках съедает……» (инфляция)
- Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них…..(договор)
- Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежиться.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ. Реклама – это двигатель торговли.
Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ
Нарисовать рекламу мороженого и придумать слоган.
Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
- Решение экономических задач и обоснование ответа.
- Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
- Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
- Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
- В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 180тг. за 1 кг.,а в другом по 220 тг. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
- Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 тг за 1 кг. к концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
- Экономика в сказках
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
- Определите какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках
- Терем-теремок (распределение труда)
- Чудесная шуба (бартер)
Распределяю сказки по командам, предлагаю их обыграть. После игры предлагаю обсудить и добавить свое экономическое понятие.
- Обратная связь«Чемодан, корзина» - каждый участник делиться своими впечатлениями о семинаре, выбирая корзину или чемодан.
Подготовила: Малишевская Е.В., воспитатель дошкольного образования по страницам интернет сайтов