Для педагогов

Семинар-практикум “Экономика для дошкольника»

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста

 

Задачи: 

  • познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
  • расширить кругозор посредством игр экономической направленности.

 

Оборудование:  столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, д/и «Собери банкноту».

 

Ведущий:

Добрый день! Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Именно наши дошкольники будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький гражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования. Поэтому

Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Задачи экономического воспитания дошкольников:

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание - индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.

Поэтому мы в нашем дошкольном учреждении используем разнообразные формы и методы по ознакомлению дошкольников с экономикой:

- загадки;

- пословицы;

- экономические задачи;

- сказки;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия

 

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

 

Сегодня я вам предлагаю отправиться в увлекательный мир экономики

 

  1. Упражнение «Экономика для дошкольников – это..........» (каждый участник высказывает понятие «Экономика для дошкольников – это...»)

 

  1. Деление воспитателей на команды: упражнение «Найди партнеров». В руках у присутвующих части банкноты «тенге» и «доллар». Под музыку присутвующие премещаются по залу, как только музыка останавливается участники треннига должны найти свою команду.

Образуются две команды.

 

  1. Задание «Нарисовать эмблему»

 

  1. Представление команд.

 

  1. Игровое упражнение «Бартер»

1,2,3,4,5- начинаю я менять.

Гимнастическую палку

Поменяю я на скакалку,

А скакалку на машинку,

А машинку на картинку,

А картинку на стекляшку,

А стекляшку на бумажку

 

Предлагаю «Бартер»: конфета – на пословицу или поговорку экономического содержания.

 

  1. Экономические загадки:
  • Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…. (товар)

  • На товаре быть должна

Обязательно…..(цена)

  • Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без……(рекламы)

  • Чуть оплошаешь -так в тот же момент

Рынок захватит весь твой….(конкурент)

  • Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким …..(доход)

  • Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ….(налоги)

  • Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)

  • Приносить доходы стал

В банке папин …. (капитал)

  • На рубль-копейки, на доллары-центы,

Бегут набегают в банке…(проценты)

  • Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы …..(ссуду)

  • Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…..(залог)

  • И врачу и акробату

Выдают за труд…….. (зарплату)

  • В банке для всех вас висит прокламация:

«деньги в кубышках съедает……» (инфляция)

  • Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них…..(договор)

 

  1. Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежиться.

 

Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ. Реклама – это двигатель торговли.

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ

 

Нарисовать рекламу мороженого и придумать слоган.

Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ

 

  1. Решение экономических задач и обоснование ответа.
  2. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
  3. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
  4. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
  5. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 180тг. за 1 кг.,а в другом по 220 тг. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
  6. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 тг за 1 кг. к концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

 

  1. Экономика в сказках

Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

 

- Определите какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках

  1. Терем-теремок (распределение труда)
  2. Чудесная шуба (бартер)

Распределяю сказки по командам, предлагаю их обыграть. После игры предлагаю обсудить и добавить свое экономическое понятие.

  1. Обратная связь«Чемодан, корзина» - каждый участник делиться своими впечатлениями о семинаре, выбирая корзину или чемодан.

 

 

Подготовила: Малишевская Е.В., воспитатель дошкольного образования по страницам интернет сайтов

свернуть

Конспект родительского собрания по теме экономического воспитания   «Готовим ребенка к жизни»

Цель: обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей.

 

Задачи: - познакомить родителей с особенностями отношения ребенка к деньгам, труду взрослых, семейному бюджету;

 

Ход собрания:

  1. Выступление педагога

 

Шестилетняя Таня с плачем выбегает из групповой комнаты в маме, она опять сломала свою игрушку. «Не волнуйся, доченька, – успокаивает ее мать, – купим тебе другую».

Игорь в десять лет выпрашивает у родителей новый магнитофон, взамен прежнего, исправного, но менее «навороченного».

Максим в двадцать лет не может найти себе работу, соответствующую его способностям, поэтому живет дома на всем готовом, позволяя родителям содержать его.

Лена двадцать пять лет продает жилплощадь, чтобы купить дорогую шубу, которую некуда носить.

Сколько еще таких примеров можно привести! И это – все реальные истории, реально существующие люди, не имеющие представления о разумных потребностях, бережливости, цели труда и стоимости вещей.

Многие родители избалованных подарками детей, молодых иждивенцев, которые не могут или не хотят жить самостоятельно, жалуются: «сын ничего не бережет», «дочь не знает цену деньгам». A где дети могут приобрести такие знания? Как выработать у них жизненно необходимые навыки, воспитать человека, готового войти в жесткий мир нашей экономики?

Часто встречаются родители, считающих обязанными себя обеспечить детям беззаботную жизнь, потому что «они еще маленькие» или потому что «мы желаем им счастья». Вместе с тем опыт показывает, что дети, не получившие в семье практические ориентиры в экономических и финансовых вопросах, оказываются неприспособленными к жизни, не могут твердо встать на ноги.

Вот несколько практических советов для родителей, стремящихся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.

  1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом ребенку. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой будут вам вопросы сына или дочери «а можем ли мы позволить себе?», «не очень ли это дорого?»

  1. Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкнет к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

  1. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку как их можно починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

  1. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего детства дети должны знать стоимость вещей, которыми они пользуются: книг, игрушек, одежды. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т. е. купили на заработанные деньги.

  1. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручения, рассчитывайте на его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже на самообслуживание.

  1. Дети должны знать цену деньгам

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все – игрушки, продукты, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило – нет денег, нет и расходов.

Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, спектакль, да мало ли что еще можно придумать, чтобы подарить радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как их можно их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупи или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.

Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

 

  1. Предложить родителям рассмотреть ситуации

 

  • Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

  • Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

  • Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет,что мало платишь, будете платить все больше и больше.

 

Решения родительского собрания

Привлекать детей к домашнему труду;

Рассказать детям о своей работе, отношении к ней, материальном положении;

Пытаться формировать разумные потребности у ребенка;

Помочь детям осознать стоимость вещей, цену деньгам

 

 

Подготовил Бекиш А.Ф., воспитатель дошкольного образования по страницам интернет сайтов

свернуть