Как показывает статистика, с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Родителям, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам, поможет знание, что является отклонением от правильного развития речи.
К году нормально развивающийся ребенок употребляет 3-4 лепетных слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «дай ручку», «нельзя»).
К полутора годам малыш понимает простую инструкцию без жеста, показывает одну из частей тела, предметы на картинке, словарный запас составляет 7-20 слов.
К двум годам он уже показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!, «Дай, ляля!»), словарный запас – более 20 слов. Ребенок понимает и выполняет двухступенчатую инструкцию («сходи на кухню и принеси чашку»), строит предложения из двух слов. Свистящие («с», «з», «ц»), шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») и сонорные («р», «л») звуки он обычно пропускает или заменяет.
В три года словарный запас состоит из 250-700 слов. Ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, владеет достаточно большим числом существительных, глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик на стол», «положи мяч в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, когда, если. Малыш понимает прочитанные короткие сказки и рассказы с опорой на иллюстрации и без них , задает вопросы о значении слов.
В речи четырехлетнего ребенка уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Словарный запас – 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия (вчера, сегодня, завтра, раньше, спереди, сзади, внизу, выше и др.). Ребенок правильно произносит шипящие звуки («ш», «ж», «ч», «щ»), а также звук «ц». Исчезает смягченное произношение согласных.
К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. Ребенок активно использует обобщающие слова («игрушки», «посуда», «овощи», «фрукты», «животные» и т.д.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов, исключение составляют только некоторые трудные для произношения, малознакомые слова (милиционер, экскаватор, парикмахерская). В предложении используются все части речи, ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
Словарь ребенка от пяти до семи лет увеличивается до 3500 слов. Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Достаточно развиты языковое внимание, память, логическое мышление и другие психические процессы, необходимые для дальнейшего развития и успешного обучения на первой ступени общего среднего образования.
Обратите внимание! Дети, отстающие даже на один возрастной период, относятся к группе риска. Нужно обязательно проконсультироваться у учителя-дефектолога и детского невролога, чтобы исправление речевых нарушений начать как можно раньше.
Подготовила: учитель-дефектолог Езерская Ю.В.
Источники: по материалам сайта izumrudkids. bu