Консультации и рекомендации

Нормы развития речи у детей дошкольного возраста

Как показывает статистика, с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.  Родителям, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам, поможет знание, что является отклонением от правильного развития речи.

        К году нормально развивающийся ребенок употребляет 3-4 лепетных слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «дай ручку», «нельзя»).

        К полутора годам малыш понимает простую инструкцию без жеста, показывает одну из частей тела, предметы на картинке, словарный запас составляет 7-20 слов.

        К двум годам он уже показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!, «Дай, ляля!»), словарный запас – более 20 слов. Ребенок понимает и выполняет двухступенчатую инструкцию («сходи на кухню и принеси чашку»), строит предложения из двух слов. Свистящие («с», «з», «ц»), шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») и сонорные («р», «л») звуки он обычно пропускает или заменяет.

        В три года словарный запас состоит из 250-700 слов. Ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, владеет достаточно большим числом существительных, глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик на стол», «положи мяч в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, когда, если. Малыш понимает прочитанные короткие сказки и рассказы с опорой на иллюстрации и без них , задает вопросы о значении слов.

        В речи четырехлетнего ребенка уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Словарный запас – 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия (вчера, сегодня, завтра, раньше, спереди, сзади, внизу, выше и др.). Ребенок правильно произносит шипящие звуки («ш», «ж», «ч», «щ»), а также звук «ц». Исчезает смягченное произношение согласных.

        К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. Ребенок активно использует обобщающие слова («игрушки», «посуда», «овощи», «фрукты», «животные» и т.д.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов, исключение составляют только некоторые трудные для произношения, малознакомые слова (милиционер, экскаватор, парикмахерская). В предложении используются все части речи, ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

        Словарь ребенка от пяти до семи лет увеличивается до 3500 слов. Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Достаточно развиты языковое внимание, память, логическое мышление и другие психические процессы, необходимые для дальнейшего развития и успешного обучения на первой ступени общего среднего образования.

        Обратите внимание! Дети, отстающие даже на один возрастной период, относятся к группе риска. Нужно обязательно проконсультироваться у учителя-дефектолога и детского невролога, чтобы исправление речевых нарушений начать как можно раньше.

 

 

 

 

Подготовила: учитель-дефектолог Езерская Ю.В.

Источники: по материалам сайта izumrudkids. bu

свернуть

Проблемы с речью и пути их решения

 

Памятка для родителей

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе. 

Проблемы в речевого развития могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

-хроническая внутриутробная гипоксия плода;

-поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;

-внутриутробное инфицирование;

-гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);

-генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;

-недоношенность;

-родовая травма;

-аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа и др. 

Факторы, приводящие к задержке речевого развития после рождения:

-нейроинфекция, например менингит, менингоэнцефалит;

-снижение слуха после отита;

-дефицит общения;

-тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;

-генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам .

Отставание в речевом развитии проявляется различными факторами:

- ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту:

- ребенок воспринимает речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог;

- ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит;

-  ребёнок слышит звуки, но не понимает речь;

- у ребенка нарушено звукопроизношение, словообразование и словоизменение;

- при аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на вопросы. 

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие:

- недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;

- постоянное использование соски в 2-3 года;

- двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет. 

О проблемах в речевом развитии могут говорить и отставания от возрастных норм развития речи.

В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, «ням-ням», «бибика» или другие подобные слова.

В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: «Что это?».

В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.

В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: «Зачем?» и «Почему?».

В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме "Р".

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к специалистам. Проблемы в речевом развитии выявляют детский невролог и учитель-дефектолог. Учитель-дефектолог проводит с ребёнком специальные занятия по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Использует разнообразные методики, которые  включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, самомассаж и логопедический массаж. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то коррекционно-развивающих занятий бывает достаточно. 

Несколько советов родителям – что необходимо делать дома, чтобы улучшить речь ребенка.

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть внятной, четкой, разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, ее правильностью.
  2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам.
  3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным. И обязательно – обсуждайте с ребенком прочитанное.

И напоследок – любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у нас есть.

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель-дефектолог Езерская Ю.В. по материалам сайта https://www.maam.ru  

свернуть

Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи с использованием разных видов игр

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных игр и упражнений. Они помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Игра «Шумовые мешочки (коробочки)»

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки (баночки) крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

 Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок  закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Игра «Похлопаем»

 Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

 Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что ребенок будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра «Три медведя»

 Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

Игра «Кто что услышит?»

Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба. Описание игры. Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должен отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. 

Игра «Слушай и выбирай»

         Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно»

 Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения. 

Игра «Кто-то что-то перепутал?»

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове один звук (или убрав его, или добавив лишний). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в кости.

***

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

 

 Упражнение «Найди ошибку и назови слово правильно»

Описание игры: в других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались Майки.

Доску на гору везём, будем строить новый Ком.

Между гор издалека течёт бурная Щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали Лёд.

Любопытные мартышки собирают с ёлок Фишки.

Здесь хорошее местечко - протекает мимо Печка.

Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались Банки.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько Норку.

Утром Кости к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли Шапки.

Игра «Услышишь лишнее-хлопни»

 Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

Игра «Кто это?»

Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

Игра «Поймай звук»

         Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (А-у-И…) 

Игра «Услышь слово»

Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Что общего?»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

Игра « Кто больше слов придумает?»

Взрослый называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук 

Игра «Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку легче его определить, а маме — выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребенок  некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч. 

Игра «Нанизываем колечки (бусинки)»

Называем по очереди слова со звуком с (или другим) и нанизываем по очереди по одному колечку. Я говорю слово “собака” и нанизываю кольцо. Ты повторяй мое слово (одно колечко есть - собака) и называй новое, одевай в это время свое колечко (суп). Теперь снова я (или папа, или сестра и т. д.): собака, суп, солнце (одеть кольцо). Собираем гирлянду (бусы).

 

 

 Подготовила: учитель-дефектолог Езерская Ю.В.

 Источники: по материалам сайта izumrudkids. bu

 

 

свернуть

Использование компьютерных игр для коррекции речевых нарушений у дошкольников

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. У многих из них отмечается нарушение формирования различных компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. Коррекционно-развивающая работа с такими детьми направлена на воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте. При такой работе возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. На современном этапе данную проблему помогают решать информационно – коммуникационные технологии. Сегодня нет необходимости обсуждать нужно ли использовать компьютерные инновации в системе образования, современное общество активно создает новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, повышает мотивацию, речевую и познавательную активность ребенка, а также повышает эффективность коррекционной работы в целом. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у дефектолога, так и у детей. Большинство детей, посещающих пункт коррекционно – педагогической помощи, имеют проблемы не только нарушения речи, но и проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, пространственных представлений. У таких воспитанников наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость. Применение компьютерных игр позволяет сделать занятия привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. При такой организации работы  включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.    На каких этапах коррекционной работы с детьми учитель – дефектолог может использовать компьютерные игры:

-узнавания речевых и неречевых звуков;

- подготовки органов артикуляции к постановке звуков;

-постановка и автоматизация звуков;

-формирование лексико – грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению грамоте.

Компьютерные игры в работе с детьми с нарушениями речи могут использоваться (фрагментарно) на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами и соблюдением всех технических и санитарно – гигиенических норм.

Одной из проблем логопедической работы является мотивация, порой ни   желание учителя – дефектолога, ни владение методикой коррекции не достаточны для положительной динамики, ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Тогда на помощь могут прийти компьютерные игры.     В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих компьютерных игр. Апробировано более 30-ти детских компьютерных программ, среди них – «Алик. Скоро в школу», «Веселая азбука Кирилла и Мефодия», «Волшебный букварь», «Вини - Пух учится читать» и др.

В своей работе учителя-дефектологи чаще всего используют следующие компьютерные логопедические программы:

  1. «Игры для Тигры» - логопедическая программа для преодоления нарушений речи при ОНР, дизартрии, дислалии, заикании, ринолалии. Включает в себя 50 упражнений, объединенных в 4 тематических блока: «просодика» – упражнения направлены на коррекцию длительности и силы речевого выдоха, происходит интерактивное общение ребенка и компьютера с использованием микрофона; «звукопроизношение» - работа с упражнениями позволяет развивать как эфферентное, так и афферентное двигательное звено речевой системы; «фонетика»- коррекция и развитие фонематических процессов, коррекция звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков; «лексика» – коррекция лексико – грамматических нарушений речи у детей на основе лексических тем: «Одежда», «Обувь», «Мебель» и т.д.
  2. «Баба Яга учится читать» - проказница Баба Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. Особенности игры: - методика опережающего обучения; - впервые на компьютере игры и азбука в стихах; - обучение навыкам чтения на базе занимательных игр; - красочная мультипликация и анимация; - игры озвучены известными актерами; - сказочные герои с яркими характерами; - 33 частушки про буквы «на бис»; - букварик, слогарик.
  3. «Гарфилд малышам. Развиваем речь»-программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках.
  4. «Незнайкина грамота». Здесь 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть, развивает мелкую моторику, формирует быстроту реакции.
  5. Мультимедийный диск «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». Диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами:

-согласные звуки; гласные звуки; советы родителям. Этот диск можно предлагать родителям для занятий дома с детьми.

В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким и представлен подразделами:

- правильная артикуляция звуков;

- подготовительные упражнения;

- постановка звуков

- автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи;

- весёлые скороговорки;

- поучительные пословицы и поговорки.

  1. Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.
  2. Компьютерный комплекс "Речевой калейдоскоп ".

"Речевой калейдоскоп" может быть использован на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

  1. Я в своей работе активно использую мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Он предоставляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи. Программа содержит четыре раздела:
  2. неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и другое;
  3. звукоподражания (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов);

 3.речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка);

 4.развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетаний до текста).

            Особенности программы: развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения; все этапы развития речи: от узнавание звуков русского языка до развития связной речи; несколько уровней сложности в каждом задании; программа разработана совместно с учителями-дефектологами; даны рекомендации по работе с программой для родителей и педагогов.  Существует много других компьютерных программ: «Лунтик. Подготовка к школе», «Учимся читать. Страна Буквария» и другие.

          Очень удобной в работе дефектолога является программа Power Point. На ее основе возможно создание разнообразных интерактивных игр, направленных на развитие различных психических процессов дошкольников с учетом возрастных, индивидуальных и речевых возможностей детей. Так на ее основе сама создала интерактивные игры «Помоги Незнайке», «Собери игрушки» (по подготовке детей к обучению грамоте).

Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). Поэтому при работе с компьютерной техникой в дошкольном учреждении следует придерживаться требований СанПиНа: занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 6 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Строгое соблюдение данных правил дают возможность безопасного использования компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста.    

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: компьютерные игры обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми. С утверждением можно сказать, что современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые ему предоставляют современные компьютерные технологии с целью повышения качества образовательного и коррекционного процессов. Но необходимо помнить, что, компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесѐт ребенка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

 

Подготовила: Езерская Ю.В., учитель-дефектолог   

                                        

Список литературы

  1. Гаргуша Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе /Ю.Ф.Гаргуша, Н.А.Черлина//Логопед.-2004.-№2.
  2. Пятница Т.В. Развивающая среда дошкольного учреждения: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Т.В.Пятница.-2008.
свернуть

Подготовка руки к письму. Как правильно?

Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. Многие родители не уделяют этому аспекту достаточно внимания или не знают, как начать двигаться в этом направлении. В результате в школе у ребенка могут возникнуть трудности, связанные с письмом, такие как неуверенный или неаккуратный почерк, медлительность. Подобных проблем можно избежать, если заниматься подготовкой руки к письму в дошкольном возрасте.

Письмо – это особая форма речи. Навык письма имеет сложную структуру, а процесс его формирования длительный и многоэтапный. Для того чтобы написать слово, ребенок должен правильно воспринять его на слух (для этого необходима также достаточно развитая артикуляция), соотнести звуки с буквами, вспомнить графические образы букв и их пространственную ориентацию, а также тонко отрегулировать движения руки.

По данным физиологических исследований, необходимого для полноценного письма уровня развития нервной системы и мышц ребенок достигает к 7 годам.

 

Также специалисты выделяют три стороны развития письма у дошкольников:

-фонематическая сторона (умение различать звуки слова и сопоставлять их с буквами);

-графическая сторона (умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры);

-техническая сторона (умение пользоваться канцелярскими принадлежностями).

Дошкольник только знакомится с письмом, поэтому этот период называют ориентировочной стадией. Первоначально малышу приходится прикладывать большие усилия и сознательно контролировать все свои действия, зрительно сверяя каждый элемент буквы с образцом. На этом этапе очень важно, чтобы у ребенка сформировался цельный образ буквы на основе чувственного опыта. Автоматизации письма можно достичь с помощью регулярных упражнений.

У детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) мышцы рук развиты еще недостаточно, поэтому традиционные занятия по прописям им не подходят. В этот период очень полезно выполнять упражнения, которые тренируют мелкую моторику и плавно готовят руку к письму.

Игры с крупами: перекладывание из емкости в емкость, просеивание, выкладывание дорожек, бросание в отверстие и так далее. Крупы также могут стать замечательным наполнением сенсорных коробок для малышей.    Раскручивание юлы и волчка. Чтобы привести юлу в движение, ребенку необходимо напрягать руку и удерживать ее в определенном положении, а также производить движения вверх и вниз. Это отлично укрепляет кисти рук, а со временем, когда малыш научится запускать юлу тремя пальцами, тренирует правильных захват. Волчок внешне и по принципу действия схож с юлой. Чтобы раскрутить волчок, ребенку нужно совершить вращательное движение кистью, держась за ось тремя пальцами. Чем меньше размеры игрушки, тем сложнее малышу привести ее в движение.

 

Игры с кинетическим песком, лепка, мозаика, шнуровки, пальчиковая гимнастика - эти занятия подходит даже самым маленьким детям. Начинать упражнения рекомендуется с массажа пальцев (сначала ребенок массирует кончики пальцев, затем фаланги), а также поглаживания и растирания пястья и запястья. Пальчиковые игры развивают пластику пальцев, делают мелкие движения более скоординированными, что впоследствии помогает при письме. Такие игры очень нравятся малышам, поэтому они с радостью воспримут их как ежедневный ритуал.

Упражнения в практической жизни по системе Монтессори: уход за цветами, чистка обуви, накрывание на стол, уборка -  все эти незамысловатые на первый взгляд действия способствуют развитию координации и точности движений.

Для детей постарше существует еще больше вариантов подготовки руки к письму:

Рисование и раскрашивание. Эти виды деятельности способствуют развитию двигательных ощущений и мелкой моторики. Рисуя, малыш учится проводить прямые и волнистые линии в разных направлениях, а также ограничивать свои движения в рамках заданной области. Кроме этого ребенок видит результат своей работы, что мотивирует его на дальнейшие успехи и совершенствование.

Каплетерапия. Этот вид рисования при помощи разноцветных капель обладает большим потенциалом для подготовки руки к письму. Используя специальную пипетку для творчества, ребенок тренирует щипковый захват, а, значит, впоследствии, будет готов правильно держать пишущие принадлежности. Техника рисования каплями способствует развитию аккуратности, координации и точности движений руки.

 

 

Вырезание и аппликация, написание букв на песке или манке, рисование мелом на доске – все это способствует развитию подвижности пальцев рук.

В системе Монтессори для подготовки руки к письму используются специальные рамки-вкладыши. Задача ребенка – обвести рамку по контуру, а затем заштриховать получившуюся фигуру. В процессе этого малыш учится правильно держать карандаш и контролировать свою руку.

Шершавый алфавит (по Монтессори). Проводя пальцами по контуру букв, ребенок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти.

Игра на музыкальных инструментах. Так, например, при игре на барабанах отлично тренируются сгибательные и разгибательные мышцы кистей, а игра на клавишных и струнных инструментах способствует развитию подвижности пальцев.

Графические диктанты. Это задание заключается в том, чтобы на листе в клеточку под диктовку нарисовать узор или изображение чего-либо (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее). Рисование по клеточкам отлично готовит руку к письму, а также развивает внимание, пространственное мышление и воображение.

 

Прописи для дошкольников. Этот способ подготовки руки к письму является самым распространенным. При выборе прописи обратите внимание на ее дизайн: он не должен быть слишком ярким и пестрым, иначе это будет только отвлекать малыша от задания. При этом интересное оформление со стихами, загадками и нарисованными персонажами только приветствуется. Желательно, чтобы в прописи присутствовали разнообразные упражнения: обводилки, штриховки, дорисовки. Уровень сложности заданий в рабочих тетрадях должен постепенно возрастать.

Необходимо обязательно уделять внимание тому, как ребенок держит в руке карандаш или кисть во время рисования. Впоследствии очень сложно будет переучить привыкшего неправильно держать пишущий предмет ребенка. Чтобы развить этот навык, необходимо сначала просто понаблюдать – как ваш малыш держит карандаш. Правильный захват выглядит так: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Для обучения правильному захвату можно использовать прием, при котором ребенок как бы руководит действиями взрослого, следя и направляя его. «Обучая» взрослого, ребенок и сам запоминает правильное положение пальцев при письме и рисовании.

Во время рисования рука не должна быть слишком напряжена. Чтобы избавиться от излишнего напряжения, можно попросить ребенка обводить крупные фигуры с плавным контуром размером примерно с треть альбомного листа.

Подготовка руки к письму – это неотъемлемая часть подготовки к обучению в школе. Начинать выполнять соответствующие упражнения можно с трехлетнего возраста. Малышам полезно различными способами тренировать мелкую моторику рук, а в более старшем возрасте уже можно браться за бумагу и ручку. При подготовке руки ребенка к письму важно помнить правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный.

 

 

Подготовила учитель-дефектолог Езерская Ю.В.

 

 

Интернет источники: www logopedmaster.ru, center-sozvezdie.ru.  

свернуть

Проводим лето с пользой

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Развитие речи

  1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
  2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты. К таким играм можно отнести:

- какими словами, красками можно описать время года;

- расскажи о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных) (яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое);

- что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

  1. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка …
  2. «Найди ошибку в предложении» (Шишки растут на яблоне.)
  3. Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось.

Развивать мелкую моторику помогут:

  • собирание, переборка ягод;
  • прополка гряд;
  • выкладывание рисунков из камней, шишек, спичек, круп;
  • игры с водой и песком;
  • игры с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
  • собирание мозаики, конструкторы, паззлы;
  • игры с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
  • раскрашивание раскраски цветными карандашами;
  • складывание простых игрушек из бумаги (оригами);
  • лепка из пластилина, теста.

Подготовила Езерская Ю.В., учитель-дефектолог

свернуть

Как за лето не утратить речевые навыки ребёнка

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Самая главная задача отдохнуть самим и оздоровить детей. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

    Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах. Предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические альбомы, задания по лексическим темам и обучению грамоте, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

 В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Ребенку и учителю-дефектологу приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! Поэтому:

  1. ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику):
  2. «Вкусное варенье»
  3. « Чашечка»
  4. «Часики»
  5. «Маляр»
  6. «Индюк»
  7. «Качели»
  8. «Лошадка»
  9. «Грибок»
  10. «Чистим зубки»

2.Продолжайте автоматизировать поставленные звуки.

Игра «Шишка». Цель игр:  Автоматизация звуков в слогах, словах.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок произносит слоги или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.

Игра «Заборчик».

Ход игры: Ребёнок рисует на асфальте мелом вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.

Игра «Счеты»

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок повторяет за логопедом слова и одновременно перекладывает камешки слева – направо

3.Разговаривайте! Обязательно сделать своей привычкой разговаривать с ребенком: в любом месте – на улице, в автобусе, дома, на огороде, в парке и т.д. обязательно работать над пополнением словаря: что это, какое оно, как можно сказать еще, назови иначе, как сказать одним словом; а что делает этот человек, а как подает голос это животное, птица; назови ласково; как светит солнышко; обратить внимание на признаки лета, каждый день описывать погоду и т.д. И повторять подобные задания необходимо много раз, чтобы пассивный словарь стал активным, т.е. ребенок использовал в своей активной речи новые слова. Учить небольшие четверостишья, «бабушкины» шутки-прибаутки, песенки. Рассказывать сказки (Колобок, Репка, Теремок), например, по дороге домой и т.д. И главное  - все время следить за речью ребенка, за правильностью произношения, поставленных учителем-дефектологом звуков.      4.Читайте! Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте    иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и расскажет вам, что он запомнил.

  1. Не забывайте про пальчики (пальчики помогают говорить).

Н​е​о​б​х​о​д​и​м​о​​ р​а​б​о​та​т​ь «пальчиками»: штриховать палочкой на песке, узнавать на ощупь предметы, зарытые в песке, а потом загадывать загадки по признакам («отгадай, что у меня в руке») и т.д. собирать камушки, выкладывать из них разные фигурки, рвать руками бумагу, лепить из глины, песка, теста.

  1. Самомассаж – это полезно. Приобретите: резиновые колючие мячики (должны помещаться в ладони), мячики Су-джок, детский эспандер (все есть в аптеках), прищепки разноцветные (красные, синие, зеленые), насобирайте шишек (сосновых, еловых).

ПОМНИТЕ! Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год.

 

 

Подготовила Езерская Ю.В., учитель-дефектолог

                                                                  

свернуть

Если ребёнок плохо говорит

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач. Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребёнка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени и во время обращайтесь к специалистам!

 

Учитель-дефектолог Езерская Ю.В.

свернуть

LEGO-конструирование как средство развития речи старших дошкольников

LEGO-конструирование как средство развития речи старших дошкольников

      В системе современного дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Почему же речь стоит в основе развития дошкольников? Секрет кроется в универсальности данного возраста, который является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому полноценное овладение родным языком, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка в целом. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста, явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Детям очень сложно грамматически правильно построить распространенное предложение, недостаточный словарный запас. Очень бедна диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция.

Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей. И помочь нам педагогам и вам родителям может обучающий конструктор - LEGO.

Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме;
  • конструирование по теме: позволяет расширить кругозор и лексику ребенка по определенной теме;
  • конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно.
  • конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала;
  • конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать.

Данная технология способствуют развитию не только мелкой моторики и психических процессов, но и развитию речевой активности у дошкольников. В ходе занятия с LEGO - конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению.

Работа по лексическим темам с применением LEGO - конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Так же можно использовать LEGO - конструктор при проведении занятий по обучению грамоте. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем LEGO, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Предлагаем детям провести звуковой анализ слова.

Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета. Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по набору кирпичиков.

При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?).  Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.)                Использование ЛЕГО-конструктора в процессе формирования связной речи даёт возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Такая работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает процесс развития речи более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что новая многофункциональная педагогическая технология LEGO позволит сформировать у детей дошкольного возраста потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.

 

Подготовила учитель-дефектолог: Езерская Ю.В.

свернуть

Развитие речи детей в процессе нравственно- патриотического воспитания

Детство –   это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

                                                                                  В.В.Сухомлинский

 

Нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. И эта работа проходит эффективнее, если к ней подключаются и родители.

Позиция родителей, их пример как граждан нашего общества, является основой семейного воспитания ребенка. Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.

К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т.д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.

Для воспитания у детей чувства патриотизма можно использовать и так называемые житейские мелочи: маме на работе дали бесплатно билеты на елку; всей семьей поехали в дом отдыха; старший брат на лето уезжает в лагерь отдыха, семья въезжает в новую квартиру; летом отправились в путешествие  и т.д.

 Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено. Вместе с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

Вам хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия дошкольного учреждения не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это – краеведческий музей...» и т.д.

Разговор не должен быть назидательным, это – совместное раздумье, обсуждения; ребенок должен видеть естественную заинтересованность родителей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Приобщайте детей к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Знакомьте ребенка с семейными традициями. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членом семьи.

Значительную помощь вам родители могут оказать  игры типа:

  1. «Слова-друзья» или «Скажи по - другому». Цель - знакомить детей со словами – синонимами типа: страна – государство; Родина - Отчизна, Отечество; воин - солдат, боец, защитники т.п.
  2. «Скажи наоборот» - на подбор антонимов, например: Родина - чужбина; враг - друг, плен – воля, смелый – трусливый, правда - ложь и т.п.
  3. «Образуй новое слово» - обогащение словаря детей за счёт обучения навыкам словообразования. Например:

- образования родственных слов: город – городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина – родной, род, родственник, родители  и т.п.

- образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом – привокзальная площадь; семья, в которой много детей - многодетная семья  и т.п.

- сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный и т.п.;

  1. «Назови достопримечательности родного город».
  2. «Чем похожи и непохожи». Например: улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларёк, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар.

Хорошо активизируют мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы, типа:

- Как сделать город красивым?

- Почему так называют улицы: Партизанская, Гагарина, Зелёная, Солнечная и т.п.

Эффективны и рассказы по темам, например: «Моя семья», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице», «Мой город», «Герб нашего города», «Самое любимое место в городе» и т.п.

Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют и лучшему усвоению полученных  представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию.

 

 

Подготовила: учитель-дефектолог Езерская Ю.В.

свернуть

ИГРЫ НА КУХНЕ

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

«Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутится вокруг Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым  он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игры на обогащение словаря ребенка:

Давай искать на кухне слова. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.

Игра «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему,  и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игры на развитие грамматического строя речи:

Игра «Приготовим сок, варенье». Из яблок сок.. (яблочный); из груш… (грушевый);  варенье из слив… (сливовое), из вишни… (вишневое); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? яблочное варенье из чего? И т. д.»

Игра «Один - много». Давай искать на кухне, чего у нас по - одному, а чего много (один стол, один холодильник, одна плита…; много стульев, много посуды, много тарелок…)

ПО ДОРОГЕ ИЗ ДЕТСКОГО САДА (В ДЕТСКИЙ САД)

Игра «Я заметил». Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметила кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные  объекты по очереди.

Игра «Волшебные очки». Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»

В СВОБОДНУЮ МИНУТКУ

Игровое упражнение на слоговую структуру слов:

«Перепутаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, играли и танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.

Игра на обогащение словаря ребенка:

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее, например: ворона каркает, а воробей… (чирикает); сова летает, а заяц…(прыгает); у коровы теленок, а у лошади… (жеребенок); собака живет в будке, а мышка…(в норке) и т.п.

 

Игры на развитие грамматического строя речи:

«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

«Чего не стало». Поставьте перед ребенком предметы, имеющиеся дома (игрушки, овощи, фрукты…) (5-6шт.) и предложите их запомнить. Потом предложите ребенку закрыть глаза и уберите один предмет. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало.

Подвижные игры:

«Игры с мячом». Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга… ». По  аналогии проводится игра на другие звуки (гласные, согласные).

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, э, ы. Будешь прыгать как лягушка, если услышишь звук «а», на другие звуки опускаешь низко руки. По  аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

«Съедобное - несъедобное». Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда это едят. Если же это несъедобный предмет, то мяч ловить не  надо.

 

«Скажи наоборот». Взрослый может начать игру с чтения стихотворения:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…(храбрец).

А теперь я буду называть слова, и бросать тебе мяч, а ты будешь ловить мяч и называть противоположные по смыслу слова.                                                 

 

Учитель-дефектолог Езерская Ю.В.

 

свернуть