Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…
А. Л. Венгер
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…
А. Л. Венгер
Компоненты готовности ребенка к обучению в школе
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации его жизни, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят многих родителей будущих первоклассников. Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счёте, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.
Сам факт поступления ребёнка в школу ещё не говорит о принятии им статуса ученика. Каждый по-своему переживает эту новую социальную роль. Для ребёнка это не только событие, но и процесс, растянутый во времени. Психологи называют его «критическим периодом», «критическими годами зависимости», «критическим возрастным периодом».
У ребёнка обостряется потребность в безопасности, эмоциональном контакте с близкими взрослыми, защите и опеке с их стороны. Специалисты отмечают усиление чувствительности ребёнка к разным воздействиям взрослого. Всё это побуждает к внимательному отношению со стороны и родителей, и педагогов и оказанию поддержки в семье и за её пределами.
Готовность к школе включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую.
Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.
Начнём с физической готовности. Все родители согласятся с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм.
В подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течение 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения. Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития «ловких» мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности.
Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т.е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу, очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в «Занимательные фигуры» или «Назови одним словом», уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.
Следующий вид готовности к школе – это психологическая готовность. Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение. Это интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и коммуникативная готовности.
От того, насколько хорошо развиты познавательные психические процессы: память зрительная и слуховая, мышление, внимание и творческое воображение, будет во многом зависеть сформированность интеллектуальной готовности к обучению. Но, развивая способности ребёнка, следует знать ряд важных вещей. Развитие и обучение должно быть стабильно и постоянно. Стоит на время сделать перерыв, навёрстывать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет «стоячего» положения. И если мы не движемся вперёд, то неизбежно станем двигаться назад. Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я.Маршак писал: «Он взрослых изводил вопросом «почему?». Его прозвали «маленький философ», но только он подрос, как начали ему преподносить ответы без вопросов. И с тех пор он больше никому не досаждал вопросом «почему?». Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.
Всем вам хорошо знакома такая ситуация: мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше. Другая ситуация: ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, показывая пример. Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но в первом случае малыш просто поел каши, тогда как второй приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них. Помимо развития познавательной активности необходима вера в ребёнка, поддержка, оптимизм, поощрение, ответственность и т.п. «Почвой», которая питает познавательный интерес, является мотивация.
Какова же разница между понятиями «желание пойти в школу» и «желанием учиться»? Если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит: «в школе не надо спать», «там будут мои друзья из детского сада» и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться, о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И, конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или, наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: «Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…».
Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения.
Эмоционально-волевая готовность – еще одно важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должно преобладать «надо». От того, насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть, от того, насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия». Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере! Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, – и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки.
То, что мы «вложим» в своих детей в детстве, то и «получим» в более зрелом возрасте. Давайте будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.
Педагог-психолог Супрун Нина Владимировна
Список литературы по теме « Психологическая готовность к школе»
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Начало школьного обучения для каждого ребенка является сильным стрессом. Наряду с чувствами радости, гордости, удивления всему новому дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Возросшая тревожность снижает общую сопротивляемость организма и, как следствие, в адаптационный период могут участиться простудные заболевания, обостриться хронические, появиться или усилиться невротические проявления: нарушение сна, аппетита, повышение температуры, похудение, нервные тики (при данных проявлениях необходима консультация невропатолога или психоневролога).
У части детей появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными проявлениями. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка, но и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу.
Адаптационный период к школе может длиться от 2(3) мес. до 1 года. Значительная часть детей адаптируется в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям требуется больше времени для привыкания.
С чем же связаны трудности адаптации?
Основные причины, вызывающие трудности привыкания:
1.Несформированность «внутренней позиции школьника». (Не сформированы желание учиться и готовность к роли ученика, который имеет свои права и обязанности).
2.Слабое развитие произвольности.
- неумение детей сознательно подчинить свои действия правилу, определяющему способ действия;
- неумение ориентироваться на заданные требования;
- неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять его задания;
- неумение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительному образцу.
3.Трудности в общении со сверстниками.
4.Завышенные требования со стороны родителей.
5.Состояние здоровья и его особенности, уровень физического развития. В частности, гиперактивность, левшество могут вызвать определенные трудности в адаптации.
6.Негативная семейная ситуация, частые конфликты между супругами. В этом случае ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не способна удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Как следствие, общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносится на школьную жизнь.
Рекомендуем к просмотру:
Успешной адаптация считается, если ребенок:
К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:
В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога. Так вы сможете помочь ребенку пройти этот период самым оптимальным для него путем. Но, для более осознанной помощи, неплохо разобраться, а что же с ним, собственно, происходит в период привыкания к школе? По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, — игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано.
В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.
В школьном обучении учтена такая особенность детской психики, поэтому первый класс учебы априори является безоценочным – при оценке работы школьников отметки не используются.
Рекомендуем к просмотру:
Как помочь ребенку адаптироваться к школе
«Что говорят ваши дети о школе»
Рекомендуем к просмотру детям:
Подготовили:
Супрун Н.В., педагог-психолог
Нахай Е.Ю., заместитель заведующего по основной деятельности