Консультация для родителей
«Причины и основания для признания ребенка находящимся в социально опасном положении»
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ?
Существует 3 основных критерия, когда ребенок находится в социально опасном положении:
1.Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей);
2.Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
3.Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи, с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей).
КАКИЕ ЗАКОНЫ РЕГУЛИРУЮТ ПРИЗНАНИЕ В СОП?
- «КодексРеспублики Беларусь о браке и семье»;
- «ЗаконРеспублики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- «Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
- ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
КАКИЕ ЭТАПЫ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРИЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕНТНЕГО НАХОДЯЩИМСЯ В СОП?
Особое внимание уделяется информации, поступающей из различных источников (соседи, родственники, совершенно случайные люди, анонимы, отдел по образованию, поликлиника, ИДН, КДН и др). Информацию обязательно проверяют. По результатам посещения несовершеннолетнего и его семьи составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
Специалисты дошкольного учреждения образования реагируют на информацию о возможном семейном неблагополучии в семье несовершеннолетнего, на основе которой организовывают социальное расследование. Срок проведения 15 рабочих дней.
Социальное расследование – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребёнка в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной обстановке.
1.В первые три дня организуется посещение семьи комиссией, в состав которой входят представители различных структур: УЗ, РОВД, МЧС, ТЦСОН и др.
2.В течение оставшегося срока специалисты собирают информацию от различных структур: УЗ, РОВД, МЧС, ТЦСОН и др., для всестороннего анализа ситуации в семье.
3.В последние дни проведения социального расследования пишется обобщенная информация, которую рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, где выносят решение о наличии или отсутствии критериев социально опасного положения.
Непосредственное решением о признании несовершеннолетних находящимися в СОП занимается координационный совет.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРИЗНАН НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ?
С семьёй реализуется индивидуальный план мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребёнка обстановки. План разрабатываются сроком на 3 месяца.
1 раз в 3 месяца координационный совет рассматривает исполнение решения по ребёнку совместно с родителями и государственными органами. На заседании принимается одно из следующих решений:
1.Внесение изменений и дополнений в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребёнка обстановки;
2.Направление в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребёнка нуждающимся в государственной защите (в случае отсутствия положительной динамики или ухудшения ситуации);
3.Прекращение исполнения решения о признании ребёнка находящимся в социально опасном положении (устранение причин, повлекших признание ребёнка в социально опасном положении; достижение ребёнком возраста 18 лет; избрание для ребёнка меры пресечения в виде заключения под стражу и др.).
НА КАКУЮ ПОМОЩЬ МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ?
Семье в которой ребенок находится в социально опасном положении оказывают необходимую помощь. Например, наблюдение и консультации педагога-психолога, педагога социального, проведение семинаров-практикумов, лекций, бесед, вовлечение детей в кружки, секции, родителей – в клубы, консультация для родителей от педагога-психолога, врача, юриста, правоохранительных органов, психотерапевтическая помощь детям и родителям.
ПРАВДА ЧТО ПРИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ «изымают детей»?
НЕТ. Дети, которые признаны находящимися в социально опасном положении, не изымаются из семьи. Другими словами, они остаются жить с законными представителями, и дальнейшая работа по нормализации обстановки в семье проходит без изъятия ребёнка.
Если Координационный совет признаёт детей нуждающимися в государственной защите (НГЗ), ставится вопрос об отобрании детей из семьи на срок до 6 месяцев с последующей работой и принятием решения по возрасту ребёнка либо лишению родительских прав. Именно в этом случае законные представители становятся обязанными лицами.
Но даже в этой ситуации вернуть ребёнка в семью можно – всё зависит лишь от законных представителей и того, прилагают ли они усилия, чтобы устранить опасную для ребёнка ситуацию в семье.
ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ПРАВО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ?
НЕТ, вы не можете отказаться, но можете повлиять на итог социального расследования. Информация о неблагополучии не всегда подтверждается. Законным представителям рекомендуется сотрудничать со специалистами для скорого разрешения ситуации, приложить усилия для предоставления всех необходимых сведений, которые опровергают информацию о неблагополучии.
ДЕТЕЙ ПРИЗНАЛИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЖАЛОВАТЬ ДАННОЕ РЕШЕНИЕ?
Решение о признании ребёнка находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд. Обжалование решения о признании ребёнка находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.
В ОТНОШЕНИИ ВАШЕЙ СЕМЬИ НЕ НАЙДЕНО КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, ЧТО ДАЛЬШЕ?
На заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений в случае отсутствия критериев и показателей социально опасного положения рекомендуется в течение трёх рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством. Это может быть направление в организации, которые могут оказать консультативную помощь или решить проблему, с которой столкнулась семья.
Признание ребёнка находящимся в социально опасном положении – это, прежде всего, желание субъектов профилактики помочь семье, защитить права и интересы несовершеннолетних, напомнить родителям об их обязанностях, а не навредить.
Социально опасное положение никак не отразится на дальнейшем жизненном пути ребёнка, не помешает ему получить профессию, найти работу по душе или создать семью.
Кризис может случиться в любой семье, ведь от этого никто не застрахован. Помните: безвыходных ситуаций не бывает, так как субъекты профилактики всегда готовы прийти на помощь.
Так же в Беларуси с 1 декабря 2023 года расширили перечень оснований для признания детей находящимися в социально опасном положении Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 2023 г. № 856 об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22.
К показателям социально опасного положения добавилось: получение ребенком тяжких телесных повреждений из-за воздействия внешних факторов, в том числе пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами.
Также если оба родителя или единственный родитель более трех месяцев не работают или не получают иного законного дохода. Также поступят и если они неправильно расходуют пенсии, пособия и иные выплаты на детей, а также социальную помощь, из-за чего у детей нет еды, одежды, места для отдыха, занятий и игр.
Еще одна новация документа – если раньше для постановки в социально опасное положение родители должны были неоднократно в течение года привлекаться к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 10.3 КоАП), то теперь основанием станут также и факты освобождения от ответственности по данной статье. Напомним, что оно возможно, например, при малозначительности правонарушения, при наличии некоторых смягчающих обстоятельств или с вынесением предупреждения (см. гл. 8 КоАП).
Изменилась и еще одна норма. Ранее могли признать в социально опасном положении, если родители не контролируют поведение ребенка старше 14 лет, вследствие чего он привлечен к административной или уголовной ответственности. В новой редакции возраст ребенка не важен, а основанием может послужить факт совершения им правонарушения, что повлекло начало индивидуальной профилактической работы в соответствии с Законом от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Также среди показателей социально опасного положения помимо физического и психологического насилия родителей по отношению к детям добавилось еще и сексуальное.
Новшеством стало и то, что отныне критерием социально опасного положения является совершение родителями и (или) другими лицами, участвующими в воспитании и содержании детей, правонарушения или преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Также могут признать в социально опасном положении из-за того, что родители или другие лица, участвующие в воспитании и содержании детей, страдают от тяжелого психического заболевания с частыми обострениями и уклоняются от диспансерного наблюдения, либо у них выявлен синдром зависимости от алкоголя или наркотиков.
Критерии социально опасного положения |
Показатели социально опасного положения |
1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) |
родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения) родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей) |
2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления |
в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушения в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей) |
в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2 - 5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10 - 19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений“ установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов |
Подготовила педагог-психолог Курзенкова М.Д.
По материалам сайта:
1.https://pravo.by