Преемственность дошкольного и 1 ступени общего среднего образования

 

Реализация преемственности дошкольного

и первой ступени общего среднего образования в современных условиях

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1.Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2.Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3.Умственные и нравственные способности учащихся.

4.Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5.Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать формы деятельности, не всегда похожие на прежние, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

Успехи ребёнка в школе во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития его познавательных интересов и познавательной активности.

Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию ребёнка. Это объясняется следующими объективными причинами: научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования.

Но вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Чтобы этот процесс перехода в школу прошел для ребенка безболезненно, огромное значение имеет преемственность детского сада и школы.

Преемственность дает возможность комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи.

При планировании и организации работы в учреждении дошкольного образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями.

Работа с педагогами включает:

инструктивно-методические совещания, круглые столы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;

педагогические советы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по психологической готовности выпускников дошкольного учреждения к обучению в школе);

взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования (обмен видеозаписями уроков и занятий);

собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

заседания методических объединений воспитателей дошкольного образования;

контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи.

Работа с обучающимися включает:

проведение мероприятий для воспитанников старших групп, посвященных Дню знаний (1 сентября);

проведение в сентябре тематической недели «Школа» для воспитанников старших групп;

экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе (виртуальные экскурсии);

видеоролик для учителей начальных классов «Какими мы будем учениками», видеоролик от учащихся для воспитанников учреждения дошкольного образования «Вот какая наша школа!»;

совместная выставка рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп «Мир глазами детей»;

участие учащихся первых классов в физкультурном празднике, организованном в учреждении дошкольного образования Веселые старты»;

диагностика готовности детей к обучению в школе;

проведение педагогом-психологом, учителем-дефектологом коррекционных, коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Работа с законными представителями детей включает:

посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;

организация и функционирование родительского клуба «Скоро в школу»;

собрания для родителей детей учреждения дошкольного образования «Скоро в школу!»;

оформление информационного стенда для родителей «Будущий первоклассник»;

размещение в родительских уголках в группах консультаций для родителей в виде памяток, буклетов с ссылками на сайт учреждения;

проведение консультаций (в том числе индивидуальных) по вопросам подготовки ребенка к школе специалистами учреждения (учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования) «Скоро в школу», «Ваш ребенок на пороге школы», «Психологическая готовность детей к школе», «Подготовка руки ребенка к письму посредством занятий конструированием дома» и др.;

дни открытых дверей (видеоролик «Вот какими мы стали!»);

анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Ваш ребенок скоро станет школьником. Какие у Вас трудности?»;

оформление тематических выставок «Уголок школьника», «Что должен знать и уметь будущий школьник».

 

Материалы по итогам проведенной работы с педагогами, воспитанниками и родителями систематизированы и находятся в папке «Материалы по взаимодействию с учреждениями общего среднего образования», в методическом кабинете учреждения. Также материалы доступны на сайте учреждения во вкладке «Интерактивная площадка для родителей» - «Родителям будущих первоклассников».

Для организации образовательного процесса в старших группах учреждения дошкольного образования создаются оптимальные условия развивающей предметно-игровой среды с учетом санитарных норм и правил, а также в соответствие установленными требованиями: размещение мебели, материалов, рассадка детей, проведение физминуток, смена видов деятельности, длительность занятия, учет состояния здоровья детей. Занятия проходят в игровой занимательной форме, тема занятия и программное содержание соответствует возрасту детей.

В каждой старшей группе создан тематический «Уголок школьника», в котором находятся:

наглядные материалы: наборы картинок: «Школьные помещения», «Школьные принадлежности», «Школьные уроки», «Распорядок дня школьника», «Школьная форма» и т.д.; макеты школьной парты, набор школьных принадлежностей, маленький школьный рюкзак, глобус и др.;

дидактические игры: «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу», «Определи части суток» на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника, «Дни недели» закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели, «Подбери слово к картинке» (для читающих детей) и многие др.;

литературные материалы: «Веселые уроки» цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество» и т.д.;  «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни; «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей;

видеоматериалы (находятся в видеотеке, с возможностью демонстрации на интерактивной доске): мультипликационные фильмы на школьную тематику: «Фиксики», «Маша и медведь», «Смешарики», «Разговор о школе», «Переменка № 1», «Приключения запятой и точки», «В стране невыученных уроков», «Проделкин в школе», «На задней парте» и др.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ (актов), РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ДОШКОЛЬНОГО И І СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кодекс Республики Беларусь об образовании

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 августа 2019 г. № 137

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 августа 2019 г. № 138 Об утверждении учебной программы дошкольного образования

ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 15 жніўня 2019 г. № 139 Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 сентября 2007 г. N 50 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 июля 2014 г. № 105 Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий

ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 20 снежня 2011 г. № 283 8/25102 (23.03.2012) Аб  зацвярджэнні Па лажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 декабря 2018 г. № 125 Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 июля 2018 г. № 76 Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 6 мая 2020 г. № 83 Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2018 г. № 105 Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 января 2013 г. № 8 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 августа 2019 г. № 525 Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований

Приказ РБ № 426 от 31.10.2003. Об утверждении Концепции формирования условий для подготовки детей 5-летнего возраста к получению основного образования на последующих уровнях