Здоровье детей – одна из наиболее актуальных задач, как для родителей, так и для дошкольного учреждения. Экстремальные экологические и экономические условия, в последние годы привели к резкому увеличению заболеваемости населения, что привело к увеличению детей с ослабленным физическим развитием. Сформировавшиеся представления о физической культуре, ее целях, задачах, средствах и методах не удовлетворяют потребности человека быть здоровым физически и духовно. Разработанная система оздоровительной и лечебной физкультуры в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении должна стать основой профилактической и оздоровительной работы по сохранению здоровья и расширению функциональных и адаптационных возможностей организма. Для детей с ослабленным физическим развитием рекомендуются оздоровительная и лечебная физкультура.
Оздоровительная физкультура (ОФК) – раздел физического воспитания дошкольников, где педагогический процесс направлен на улучшение и сохранение здоровья. Оздоровительная физкультура показана: абсолютно здоровым детям с нормальным физическим и психическим развитием; здоровым детям, имеющим некоторые функциональные и морфологические отклонения; детям с пограничными состояниями типа диатезов; с задержкой психомоторного развития (такие дети составляют группу «риска», у них снижена сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам внешней среды). Особенно важна оздоровительная физкультура для детей из «семей высокого риска», где родители имеют отягощающую наследственность.
Бытует мнение, что больного ребенка следует всячески оберегать от физических нагрузок и активного общения со здоровыми сверстниками. Однако согласиться с этой точкой зрения нельзя по ряду соображений. Во-первых, режим изоляции, отсутствие движений, тревожное состояние родителей в связи с опасностью возможного рецидива приводит к психическим расстройствам у ребенка. У него часто меняется настроение, он может быть подавленным, раздражительным, плаксивым. Однако, несмотря на эти отрицательные эмоциональные реакции, ему так же, как и здоровым детям, хочется быть подвижным, много бегать, играть, подражать взрослым. Более того, ребенок убежден, что это он делает хорошо, что он делает хорошо, что он сильный и ловкий. Если ему дать понять, что это не совсем так, возникнут или еще более углубятся психические расстройства. Наконец, для ребенка дошкольного возраста движения являются физиологической потребностью. Ограничение мышечной деятельности задерживает физическое и интеллектуальное развитие, способствует нарушением осанки и возникновению травм опорно-двигательного аппарата. Недостаток двигательных навыков затрудняет приспособление ребенка в последующие годы к возрастающим бытовым и школьным нагрузкам. Напротив, расширение двигательной активности , формирование определенных навыков помогают больным детям лучше адаптироваться к условиям быта, детского сада и школы, дают им возможность быть такими же, как и здоровые сверстники.
Оздоровительная физкультура решает общие и неспецифические задачи укрепления здоровья, которые приведены ниже.
1.Увелечение объема двигательной активности. Достигается путем совершенствования двигательных навыков и воспитания двигательных и воспитания физических качеств, в процессе специально организованных движений. Для этого используются групповые занятия физическими упражнениями , дозированная ходьба(ближний туризм), катание на велосипеде, физкультурные досуги и праздники. На занятиях основное внимание уделяется совершенствованию двигательных умений и навыков, а также воспитанию физических качеств - выносливости, силе, быстроте, ловкости и гибкости.
2.Повышение функционального состояния основных физиологических систем организма.
Особое внимание уделяется системам, непосредственно участвующим в реализации акта движений (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, эндокринной, системе крови), а также опорно-двигательному аппарату. С этой целью назначаются аэробные нагрузки (особенно ходьба), подвижные игры, фитнес, дыхательная гимнастика, упражнения в равновесии и на координацию. Расширению резервов сердца способствуют нагрузки на выносливость, упражнения для мелких мышц рук и ног, нижних конечностей, плечевых суставов. Эти нагрузки повышают функциональные резервы системы дыхания, при этом особенно важны статические и динамические дыхательные упражнения. Увеличению амплитуды движений в суставах и позвоночнике способствуют упражнения на силу, быстроту, ловкость и гибкость. При назначении упражнений очень важно соблюдать принцип постепенности ( от простого к сложному) и строго дозировать нагрузки.
3.Формированиие адаптации к физическим нагрузкам.
При систематическом воздействии на организм умеренных мышечных нагрузок и постепенном увеличении суточной величины мышечного напряжения расширяется диапазон нормально переносимых нагрузок, снижается степень .реагирования на нагрузку кардиораспираторной системы.
Для успешной реализации перечисленных задач при выполнении физических упражнений необходимо соблюдать ряд дидактических принципов.
1.Соответствие нагрузки функциональным возможностям детей.
2.Регулярность и длительность занятий физическими упражнениями.
3.Кантроль за действием упражнений на организм детей.
Основным средством ОФК являются физические упражнения. Их выбор и методика применения , прежде всего зависит от состояния здоровья детей. При выборе нагрузок для ослабленных детей учитываются диагноз, период заболевания и степень повреждения больного органа, т.е. его функциональная недостаточность.
Для ослабленных детей используется лечебная физкультура.
Лечебная физкультура – (метод лечения и реабилитации с помощью физических упражнений) используется практически при всех видах заболеваний и травм; Оно особенно эффективна при лечении болезней сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и опорно-двигательного аппарата. При многих заболеваниях, особенно при травмах, ЛФК назначается во всех трех периодах. С учетом диагноза, течения и периода болезни, а так же степени функциональной недостаточности лечащий врач назначает больному двигательный режим. Это метод, при котором используются физические упражнения с лечебно-профилактической целью для скорейшего восстановления здоровья, предупреждения осложнений.
ЛФК включает в себя:
дозированная ходьба, корригирующая гимнастика, физические упражнения, массаж, вытяжение, физические упражнения в воде (гимнастика, плавание, игры), дыхательные упражнения, трудотерапия.
Для оценки эффективности ЛФК должны быть ростометр, медицинские весы, сантиметровые ленты, секундомеры, тонометры, угломеры, динамометры, спирометры.
Подготовила Ковалевич Н.А., руководитель физического воспитания
Литература:
1.Учебная программа Дошкольного образования – Минск . -Национальный институт образования – 2012 – 412.
2.Лях, Н.В. Сборник подвижных игр и игровых упражнений, рекомендованных учебной программой дошкольного образования : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н.В. Лях. – Минск : Зорны Верасок, 2016. – 228 с.