Консультации и рекомендации

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КАК ИГРОВОЙ МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Важное место в физическом воспитании детей дошкольного  возраста  занимают  специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. У ребенка  дыхательные мышцы, так же как вся мышечная система, силой не  отличаются. Их надо развивать. Нарушение, затруднение или отсутствие носового  дыхания у ребенка ведут  к серьезным изменениям со стороны этих функций и ряда органов и систем организма.

         В настоящее время  в связи  со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей это работа приобретает особую значимость, и как профилактическая  мера, и как средство  полноценного  развития детей, перенесших  легочные  заболевания.

Таким образом, использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию, создает возможность уменьшение  заболеваний дыхательной системы. Только при совместном овладении  педагогами  и родителями  элементов дыхательной  гимнастики  дает положительный результат  в оздоровлении  ребенка не только  на физическое развитие, но и на  иммунитет организма в целом. Важным условием применения дыхательной гимнастики является  варьирование  комплексов по  дыхательной гимнастике, правильное сочетание  в разных частях физкультурного занятия и в режимных моментах.

         Одни и положительных моментов применения дыхательной гимнастики  в системе оздоровления  дошкольников  является  во-первых то, что  не требует высоких экономических затрат и поэтому  может применяться в любом дошкольном учреждении, а во-вторых доступность рекомендуемых средств и методов дыхательной гимнастики  позволяет использовать ее воспитателями и родителями с их детьми.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.                        

 

1.Педагоги и родители  предварительно должны сами  освоить дыхательные упражнения.                                                                                                                   

2.Не заниматься  за 20 минут до еды и 1 час после еды.                                         

3. Комплексы можно использовать  в работе с детьми разного  дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формой выполнения.                                                                                                                               

4.Комплексы необходимо чередовать  в течении двух недель.

 

 

Литература: Андрюшко Е.А. «Дыхательная гимнастика для детей».

свернуть

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

  1. Диагностика плоскостопия.

Если следы обуви имеют форму боба, то это нормальная стопа. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию.

Если же отпечаталась вся стопа – начинается плоскостопие. Если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах – нужна помощь ортопеда.

ПО соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощенным 2:4, плоским 3:4.

  1. Упражнения для укрепления мышц свода стопы:
  2. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).
  3. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  6. Ходьба боком по палке, толстому шнуру.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
  8. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  9. Катать палку (d=3 см) вперед-назад (сидя).
  10. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.
  11. Подняться на носки и выполнять приседание, держать за опору.
  12. Значение правильной обуви:
  13. Обувь должна быть по ноге.
  14. Обувь должна быть на небольшом каблучке до 1 см с упругой стелькой и крепким задником.

 

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕТЯМ С ПЛОСКОСТОПИЕМ.

 

 Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах.

  1. «Каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скакалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.
  2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  3. «Маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  4. «Сборщик» - ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги мелкие различные предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске.
  5. «Художник» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  6. «Гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сжимая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки могут касаться пола. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  7. «Кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
  8. «Серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см), согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
  9. «Мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.
  10. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
  11. «Барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
  12. «Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

 

 

 

Руководитель физического воспитания  Н.А.Ковалевич

свернуть

Физкультура для ослабленных детей

Здоровье детей – одна из наиболее актуальных задач, как для родителей,  так и для  дошкольного учреждения. Экстремальные  экологические  и экономические условия,  в последние годы привели к резкому увеличению  заболеваемости  населения, что привело к   увеличению детей с ослабленным физическим развитием.  Сформировавшиеся представления о физической культуре, ее целях, задачах, средствах и методах не удовлетворяют потребности человека быть здоровым  физически  и духовно. Разработанная  система  оздоровительной и  лечебной  физкультуры  в процессе обучения  и воспитания в дошкольном учреждении должна стать основой профилактической  и оздоровительной  работы по сохранению  здоровья и   расширению  функциональных и  адаптационных возможностей организма. Для детей с  ослабленным физическим развитием рекомендуются оздоровительная  и лечебная физкультура.

Оздоровительная физкультура (ОФК) – раздел физического воспитания  дошкольников, где педагогический  процесс направлен на улучшение и сохранение  здоровья. Оздоровительная физкультура  показана: абсолютно здоровым детям с нормальным физическим  и психическим развитием;  здоровым детям, имеющим некоторые функциональные и морфологические отклонения; детям с пограничными  состояниями типа диатезов; с задержкой психомоторного развития (такие дети составляют группу  «риска», у них снижена сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам внешней среды). Особенно важна оздоровительная физкультура для детей из «семей высокого риска», где родители имеют отягощающую наследственность.

Бытует мнение, что  больного ребенка следует всячески оберегать от физических нагрузок и активного  общения со здоровыми сверстниками. Однако согласиться  с этой точкой зрения нельзя по ряду соображений. Во-первых, режим изоляции, отсутствие движений, тревожное состояние родителей в связи с опасностью возможного рецидива приводит к психическим расстройствам у ребенка. У него часто меняется настроение, он может быть подавленным, раздражительным, плаксивым. Однако, несмотря на эти отрицательные эмоциональные реакции, ему так же, как и здоровым детям, хочется быть подвижным, много бегать, играть, подражать взрослым. Более того, ребенок  убежден, что это он делает хорошо, что он делает хорошо, что он сильный и ловкий. Если ему дать понять, что это не совсем так, возникнут или еще  более углубятся психические  расстройства. Наконец, для ребенка дошкольного  возраста движения являются физиологической потребностью. Ограничение мышечной деятельности задерживает физическое и  интеллектуальное развитие, способствует нарушением осанки и возникновению травм опорно-двигательного аппарата. Недостаток двигательных навыков  затрудняет приспособление ребенка в последующие годы к возрастающим  бытовым и школьным нагрузкам. Напротив, расширение двигательной активности , формирование определенных навыков помогают больным детям  лучше адаптироваться  к условиям быта, детского сада и школы, дают им возможность быть такими же, как и здоровые  сверстники.

Оздоровительная физкультура решает  общие и  неспецифические задачи укрепления здоровья, которые приведены ниже.

1.Увелечение объема двигательной активности. Достигается путем совершенствования двигательных навыков и воспитания двигательных   и воспитания  физических качеств, в процессе специально  организованных движений. Для этого используются  групповые занятия физическими упражнениями , дозированная  ходьба(ближний туризм), катание на велосипеде, физкультурные досуги и праздники. На занятиях основное внимание уделяется  совершенствованию двигательных умений  и навыков, а также воспитанию физических качеств - выносливости, силе, быстроте, ловкости  и  гибкости.

2.Повышение функционального состояния основных физиологических систем организма.

Особое внимание уделяется  системам, непосредственно  участвующим в реализации акта движений (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, эндокринной, системе крови), а также опорно-двигательному  аппарату. С этой целью назначаются аэробные нагрузки (особенно ходьба), подвижные игры, фитнес, дыхательная гимнастика, упражнения в равновесии и  на координацию. Расширению резервов сердца способствуют нагрузки на выносливость, упражнения  для мелких  мышц рук и ног, нижних конечностей, плечевых суставов. Эти нагрузки повышают  функциональные резервы  системы дыхания, при этом  особенно важны статические  и динамические дыхательные упражнения. Увеличению амплитуды движений в суставах и позвоночнике способствуют упражнения на силу, быстроту, ловкость и гибкость. При назначении упражнений  очень важно соблюдать  принцип постепенности ( от простого к сложному) и строго дозировать нагрузки.

 

3.Формированиие адаптации к физическим нагрузкам.   

При систематическом воздействии на организм умеренных мышечных нагрузок и постепенном увеличении суточной величины мышечного напряжения  расширяется диапазон нормально  переносимых нагрузок, снижается степень .реагирования на нагрузку кардиораспираторной системы.

Для успешной реализации перечисленных задач при выполнении физических упражнений необходимо соблюдать ряд дидактических принципов.

1.Соответствие нагрузки функциональным возможностям детей.

2.Регулярность и длительность занятий физическими упражнениями.

3.Кантроль  за действием упражнений на организм детей.

Основным средством ОФК являются физические упражнения. Их выбор и методика применения , прежде всего зависит от состояния здоровья детей. При выборе нагрузок для ослабленных детей учитываются  диагноз, период заболевания и степень повреждения больного органа, т.е. его функциональная недостаточность.

Для ослабленных детей  используется  лечебная физкультура.

Лечебная физкультура – (метод лечения и реабилитации с помощью физических упражнений) используется практически при всех видах заболеваний и травм; Оно особенно эффективна при лечении болезней сердечно-сосудистой  системы, органов дыхания и опорно-двигательного аппарата. При многих заболеваниях, особенно при травмах, ЛФК  назначается во всех трех периодах. С учетом диагноза, течения и периода болезни, а так же  степени функциональной недостаточности  лечащий врач назначает больному двигательный режим. Это метод, при котором используются физические упражнения с лечебно-профилактической  целью для скорейшего восстановления здоровья, предупреждения  осложнений.

ЛФК включает в себя:

 дозированная ходьба,  корригирующая гимнастика,  физические упражнения,  массаж,  вытяжение,  физические упражнения в воде (гимнастика, плавание, игры),  дыхательные упражнения, трудотерапия.

Для оценки эффективности  ЛФК должны  быть ростометр, медицинские весы, сантиметровые ленты, секундомеры, тонометры, угломеры, динамометры, спирометры.

 

Подготовила Ковалевич Н.А., руководитель физического воспитания

 

Литература:

1.Учебная программа Дошкольного образования – Минск . -Национальный  институт образования – 2012 – 412.

2.Лях, Н.В. Сборник подвижных игр и игровых упражнений, рекомендованных учебной программой дошкольного образования :  пособие для педагогов учреждений  дошкольного образования  / Н.В. Лях. – Минск :   Зорны Верасок,  2016. – 228 с.

свернуть

Спортивный уголок дома

 

Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

 Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др.

 Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.

 Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного комплекса «Домашний стадион» - развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

 Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

 - делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;

-  избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;

-  позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

  Подсказки для взрослых:

  1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.
  2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.
  3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.
  4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрас (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.
  5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.
  6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.
  7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.

 

 Как обеспечить страховку ребенка во время занятий?

 Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.

 Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» - «Давай!»; - «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» - «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».

 Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.

 При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.

 Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.

 Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.

 Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.

1.Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

  1. Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако, если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком, в трусиках и хлопчатобумажной футболке.

 3.Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!»

4.Средняя продолжительность занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста в домашних условиях составляет 20 – 30 мин.

5.Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью.

 Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!» 

 

Руководитель физического воспитания  Н.А.Ковалевич

свернуть