С июня 2020 по 2024 год в нашем учреждении реализуется республиканский инновационный проект «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста».
Современные дети уже с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание, в рамках которого педагог помогает сформировать у ребенка правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных экономических понятиях.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста не предполагает подготовки будущих экономистов. Но, при этом ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
В работе по реализации проекта мы используем материалы образовательной программы «Aflatot» (3-6 лет). Занятия планируются в образовательных областях «Ребенок и природа» и «Ребенок и общество», а также в нерегламентированной деятельности. В работе с детьми используются разнообразные средства для формирования основ экономической культуры: художественная литература, изобразительное искусство, информационно-коммуникационные технологии.
За период работы в рамках инновационного проекта педагогами создана медиатека по экономическому воспитанию дошкольников: электронный сборник консультаций для родителей, сборник сказок, обучающих мультфильмов, видеороликов и презентаций на экономическую тематику;
разработаны виртуальные экскурсии для воспитанников «Профессии нашего города»: «Повар», «Библиотекарь», «Продавец», «Врач-стоматолог»;
пополнены уголки экономической грамотности в группах;
разработаны конспекты занятий, сценарии мероприятий для воспитанников, педагогов и родителей;
предметно-развивающая среда пополнена дидактическими играми: «Раздельный сбор мусора», «Магазин на липучках», «Составь и расскажи историю по серии картинок: «Мальчик в магазине», «Фермер», «Униформа и профессии»; новыми игровыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм «Рекламное агентство», «Журналист» и др. Итогом методической работы стало создание информационного сайта «Экономика для дошкольников», который содержит накопленный материал и является ресурсной базой не только для педагогов, но и для родителей.
Ознакомление детей дошкольного возраста с экономикой позволяет формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные представления и умения, предпосылки экономического мышления, воспитывает этические и деловые качества (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.), развивает у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить, формирует умения ценить и понимать окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему уважительно.
Участие в реализации инновационного проекта оказывает положительное влияние не только на формирование экономически значимых личностных качеств у воспитанников, повышение их мотивации к обучению, но и на профессиональное самосовершенствование педагогов, углубление экономических знаний и навыков родителей; а также оказывает влияние на укрепление воспитательного потенциала в семье, улучшает систему взаимодействия и творческого сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников.
Заместитель заведующего по основной деятельности Е.Ю.Нахай