Группы кратковременного пребывания

«Основные направления деятельности в организации работы групп кратковременного пребывания»

25.08.2020


С приходом в детский сад у ребенка начинается новый, не простой этап в жизни. Он сопровождается изменением привычной для него обстановки, распорядка дня, разлукой с мамой. Это вызывает необходимость приспособления к новым условиям жизни, то есть адаптация. Для того чтобы адаптация ребенка проходила спокойно, без негативных последствий, чтобы обеспечить плавный переход ребенка в новые условия – условия учреждения дошкольного образования, в ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Росинка» г.Воложин (далее – учреждение дошкольного образования) функционирует группа кратковременного пребывания «Адаптационная». Данная группа создана для детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих учреждения дошкольного образования, с целью осуществления преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду; адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. 

При организации группы кратковременного пребывания «Адаптационная» мы руководствовались следующими нормативными правовыми актами в сфере образования и здравоохранения:

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

Положение об учреждении дошкольного образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150;

Образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 137;

Учебная программа дошкольного образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 138;

Типовой учебный план дошкольного образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 139;

Перечень оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 № 50;

Специфические санитарно-эпидемиологические требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8.

Для открытия групп кратковременного пребывания педагоги дошкольного центра развития ребенка провели анкетирование среди родителей учреждения дошкольного образования и социологический опрос среди населения на потребность функционирования той или иной формы групп кратковременного пребывания. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о наличии запроса общественности в открытии адаптационной группы, которая востребована с 2012 года.

Функционирование работы группы кратковременного пребывания «Адаптационная» в учреждении дошкольного образования обеспечивается следующими локальными документами:

  1. Устав, в котором отражается деятельность адаптационной группы.
  2. Положение об адаптационной группе.
  3. Приказ об открытии адаптационной группы.
  4. Заявление родителей о зачислении ребенка в группу.
  5. Договор с родителями (законными представителями), желающими пользоваться услугами адаптационной группы.
  6. Должностные инструкции.  

Также для работы группы утвержден режим работы группы, распорядок дня, расписание занятий, списочный состав детей. Кроме того обязательны медицинские заключения о состоянии здоровья детей; табель посещаемости; планирование образовательного процесса.

В учреждении дошкольного образования большое внимание уделяется построению предметно-пространственной среды для организации образовательного процесса. Игровая, изобразительная, речевая деятельность воспитанников, совместно с сопровождающими их законными представителями, организуется в помещении изостудии, физкультурная и музыкальная – в помещениях спортивного и музыкального залов, прогулка – на игровой площадке первой младшей группы. Развивающая предметно-пространственная среда безопасна, содержательно-насыщена в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и образовательной программой дошкольного образования, доступна, мобильна и вариативна для обеспечения пространства игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором. Для работы с детьми используются различные игры и игрушки (дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, театральные, спортивные, игрушки-забавы); материалы по сенсорике (различные башенки, пирамидки, вкладыши, матрешки, геометрическая мозаика и пр.); «сухой бассейн», наполненный цветными шариками. В помещении размещен аквариум с рыбками.

Для работы с детьми группы кратковременного пребывания «Адаптационная» определены опытные педагоги с первой и высшей квалификационной категорией: заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, воспитатели дошкольного образования.  

Ребенок проводит в учреждении образования не целый день, а всего лишь несколько часов в неделю, что позволяет опытным педагогам организовать образовательный процесс таким образом, чтобы малыш получил все необходимые для него знания. Благодаря этому время распределяется экономно, его хватает и для запланированных занятий, и для свободной деятельности. Педагоги проводят с детьми игры, которые направлены на развитие мышления, речи, мелкой моторики, воображения, памяти, восприятия, развивают музыкальные способности и физические качества малышей. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники. Педагоги постепенно включают родителей в совместные игры, занятия; учат использовать игрушки, предметы, игровое пространство, события, происходящие в детском коллективе. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием. Это помогает ребёнку привыкнуть к новой для него обстановке, способствует созданию хорошего настроения во время пребывания в учреждении дошкольного образования и формирует желание снова и снова охотно посещать его.

Преимущества пребывания ребенка в группе кратковременного пребывания «Адаптационная» очевидны:

- у ребенка развивается самостоятельность, навыки самообслуживания;

- формируются умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества);

- формируется навык самостоятельности в налаживании различного рода контактов, получение опыта взаимодействия с другими людьми, детьми без непосредственного участия мамы;

- система занятий с детьми направлена на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, общего кругозора, художественных, музыкальных способностей;

- учреждение дошкольного образования становится знакомым местом, куда можно прийти без страха и получить новые впечатления.

У детей, посещавших адаптационную группу на протяжении всех лет, наблюдалась легкая степень адаптации к учреждению дошкольного образования.

Рекламный флаер

 

Заведующий дошкольным центром

развития ребенка  Н.С.Казак

свернуть

Методические рекомендации

24.08.2020

Режим работы групп кратковременного пребывания

24.08.2020

 

Новые формы организации дошкольного образования

Время работы

Группа кратковременного пребывания

«Вечерняя - утренняя»

Понедельник – пятница: с 7.00 до 7.30 

Понедельник – пятница: с 18.00 до 19.30

Группа кратковременного пребывания

«Адаптационная»

Вторник, четверг: с 10.00 до 12.00

свернуть

Об организации деятельности семейного детского сада (группы)

22.02.2021

 

В целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих учреждения дошкольного образования, развития новых форм дошкольного образования в учреждениях образования могут организовываться семейные детские сады (группы).

Семейный детский сад (группа) является одной из новых форм организации дошкольного образования и создается как группа кратковременного пребывания.

Семейный детский сад (группа) организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. Организация семейного детского сада допускается при наличии в многодетной семье двоих детей дошкольного возраста и ребенка, обучающегося в первом классе учреждения общего среднего образования.

Для организации деятельности семейного детского сада (группы) в штатное расписание учреждения дошкольного образования вводится 0,5 штатной единицы педагога дополнительного образования. На должность педагога принимается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад (группа).

Время пребывания детей в семейном детском саду (группе) составляет до 4 часов, питание воспитанников; не организуется. Учреждение образования оказывает методическую и консультативную помощь в деятельности семейного детского сада (группы). Режим работы семейного детского сада (группы) составляет учреждение дошкольного образования с учетом возраста детей. В учреждении образования проводятся музыкальные и физкультурные занятия; другие виды деятельности организуются педагогом в домашних условиях.

Оказание образовательных услуг в условиях функционирования семейного детского сада (группы) определяется договором между учреждением дошкольного образования и родителем (законным представителем).

Руководство учреждения дошкольного образования осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада (группы).

свернуть