Реализация преемственности дошкольного
и первой ступени общего среднего образования в современных условиях
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать формы деятельности, не всегда похожие на прежние, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Успехи ребёнка в школе во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития его познавательных интересов и познавательной активности.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию ребёнка. Это объясняется следующими объективными причинами: научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования.
Но вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Чтобы этот процесс перехода в школу прошел для ребенка безболезненно, огромное значение имеет преемственность детского сада и школы.
Преемственность дает возможность комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи.
При планировании и организации работы в учреждении дошкольного образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями.
Работа с педагогами включает:
инструктивно-методические совещания, круглые столы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
педагогические советы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по психологической готовности выпускников дошкольного учреждения к обучению в школе);
взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования (обмен видеозаписями уроков и занятий);
собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
заседания методических объединений воспитателей дошкольного образования;
контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи.
Работа с обучающимися включает:
проведение мероприятий для воспитанников старших групп, посвященных Дню знаний (1 сентября);
проведение в сентябре тематической недели «Школа» для воспитанников старших групп;
экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе (виртуальные экскурсии);
видеоролик для учителей начальных классов «Какими мы будем учениками», видеоролик от учащихся для воспитанников учреждения дошкольного образования «Вот какая наша школа!»;
совместная выставка рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп «Мир глазами детей»;
участие учащихся первых классов в физкультурном празднике, организованном в учреждении дошкольного образования Веселые старты»;
диагностика готовности детей к обучению в школе;
проведение педагогом-психологом, учителем-дефектологом коррекционных, коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Работа с законными представителями детей включает:
посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
организация и функционирование родительского клуба «Скоро в школу»;
собрания для родителей детей учреждения дошкольного образования «Скоро в школу!»;
оформление информационного стенда для родителей «Будущий первоклассник»;
размещение в родительских уголках в группах консультаций для родителей в виде памяток, буклетов с ссылками на сайт учреждения;
проведение консультаций (в том числе индивидуальных) по вопросам подготовки ребенка к школе специалистами учреждения (учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования) «Скоро в школу», «Ваш ребенок на пороге школы», «Психологическая готовность детей к школе», «Подготовка руки ребенка к письму посредством занятий конструированием дома» и др.;
дни открытых дверей (видеоролик «Вот какими мы стали!»);
анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Ваш ребенок скоро станет школьником. Какие у Вас трудности?»;
оформление тематических выставок «Уголок школьника», «Что должен знать и уметь будущий школьник».
Материалы по итогам проведенной работы с педагогами, воспитанниками и родителями систематизированы и находятся в папке «Материалы по взаимодействию с учреждениями общего среднего образования», в методическом кабинете учреждения. Также материалы доступны на сайте учреждения во вкладке «Интерактивная площадка для родителей» - «Родителям будущих первоклассников».
Для организации образовательного процесса в старших группах учреждения дошкольного образования создаются оптимальные условия развивающей предметно-игровой среды с учетом санитарных норм и правил, а также в соответствие установленными требованиями: размещение мебели, материалов, рассадка детей, проведение физминуток, смена видов деятельности, длительность занятия, учет состояния здоровья детей. Занятия проходят в игровой занимательной форме, тема занятия и программное содержание соответствует возрасту детей.
В каждой старшей группе создан тематический «Уголок школьника», в котором находятся:
наглядные материалы: наборы картинок: «Школьные помещения», «Школьные принадлежности», «Школьные уроки», «Распорядок дня школьника», «Школьная форма» и т.д.; макеты школьной парты, набор школьных принадлежностей, маленький школьный рюкзак, глобус и др.;
дидактические игры: «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу», «Определи части суток» – на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника, «Дни недели» – закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели, «Подбери слово к картинке» (для читающих детей) и многие др.;
литературные материалы: «Веселые уроки» – цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество» и т.д.; «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни; «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей;
видеоматериалы (находятся в видеотеке, с возможностью демонстрации на интерактивной доске): мультипликационные фильмы на школьную тематику: «Фиксики», «Маша и медведь», «Смешарики», «Разговор о школе», «Переменка № 1», «Приключения запятой и точки», «В стране невыученных уроков», «Проделкин в школе», «На задней парте» и др.
Источник: https://apni.ru/article/6696-preemstvennost-doshkolnogo-i-nachalnogo-obraz