Инновационный проект

 

«Внедрение методики формирования основ экономической культуры

у детей дошкольного возраста»

 

Сайт:

Данный сайт может являться ресурсной базой по формированию основ экономической культуры у детей дошкольного возраста для педагогов, а также для родителей, где размещены методические материалы:

сборник сказок;

подборка дидактических игр;

интерактивные игры;

видеотека мультфильмов;

консультации и рекомендации для педагогов и родителей;

конспекты занятий и родительских собраний и многое другое.

 

Видеоролики:

Инновационный проект "Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста"

Информационная характеристика проекта

Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка «Росинка» г. Воложина».

Адрес, телефон учреждения образования: ул. Гагарина, 5, г. Воложин, 222357,  Минская область, телефон: 8(01772)69161, адрес электронной почты: rosinka@volozhin-edu.gov.by

Название проекта: «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»

Временные рамки реализации проекта: 2020–2024 гг.

Проект разработала: Нахай Елена Юрьевна, заместитель заведующего по основной деятельности

Научное сопровождение проекта:

Давидович Альбина Леонидовна

Министерство образования Республики Беларусь, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования, кандидат педагогических наук

Смолер Елена Ивановна

Белорусский педагогический университет имени Максима Танка, заведующий научно-исследовательского сектора, кандидат педагогических наук, доцент

 

Обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность

Цель инновационной деятельности заключается в определении эффективности и результативности методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в образовательном процессе учреждений дошкольного образования.

Задачи:

  1. Внедрить методику формирования основ экономической культуры у детей 3 – 7 лет.
  2. Выявить эффективность и результативность внедряемой методики формирования основ экономической культуры у детей 3 – 7 лет.
  3. Подготовить публикации, раскрывающие особенности формирования основ экономической культуры у детей 3 – 7 лет в контексте компетентностного подхода.

Инновационный проект «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» будет способствовать освоению воспитанниками от 3 до 7 лет содержания образовательной области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», формированию у них экономически значимых качеств личности, овладению ими необходимыми компетенциями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, совершенствованию организации образовательного процесса.

Реализация содержания инновационного проекта позволит внедрить в образовательный процесс учреждения дошкольного образования эффективные формы, методы и приемы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования:

  • этапы работы по формированию основ экономической культуры у детей дошкольного возраста: вводно-ориентировочный; информационно-познавательный; деятельностный;
  • содержание ознакомления детей дошкольного возраста с элементарными экономическими явлениями и понятиями (труд как создание материальных ценностей; деньги как эквивалент человеческого труда; человек в мире профессий; представление об экономике как сфере деятельности, рациональное использование времени, природных ресурсов и т.д.);
  • формы организации образовательного процесса (игры, занятия, развлечения и праздники, самостоятельная художественно-речевая деятельность, экскурсии), средства формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста (художественная литература, изобразительное искусство, природа);
  • комплекс заданий, обеспечивающих: 1) формирование у ребенка экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность, экономность, дисциплинированность), потребностей (в творческом труде; в достижении высоких результатов с наименьшими затратами, в уважении со стороны других людей и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных богатств   и пр.); 2) практическое ознакомление дошкольников с экономическими понятиями (необходимые и необязательные товары, деньги, семейный бюджет и расходы семьи, реклама, банк и пр.);
  • методы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста: исследовательские, игровые, программированного обучения;
  • диагностику формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста: показатели, критерии их оценки; серии диагностических заданий; диагностический материал; уровни сформированности основ экономической культуры.

В процессе разработки инновационного проекта были использованы положения психолого-педагогических исследований следующих авторов:

  • общетеоретические и методологические аспекты формирования экономической культуры личности (Б.П. Ангелова, А.К. Уледов, К.А. Улыбин, В.П. Фофанов, Л.Г. Борисова, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина);
  • концепция деятельностного подхода к развитию личности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев и др.); исследования о сущности категории развития (Г.П. Щедровицкий и др.); культурно-историческая теория развития психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
  • основные положения педагогической психологии о развивающей роли обучения и воспитания (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский и др.)
  • психологические теории детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Мид, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);
  • концепция психологического и педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте (Е.А. Александрова, О.С. Газман, И.А. Липский, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.Д. Марцинковская, Р.В. Овчарова, Т.И. Чиркова и др.);
  • методические материалы по социальному и финансовому образованию детей дошкольного возраста образовательной программы “Aflaton”.

Эффективность и результативности методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в образовательном процессе учреждений дошкольного образования доказана в ходе проведения экспериментального проекта «Апробация методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста».

Кадровое обеспечение инновационного проекта

 

Фамилия, имя, отчество

 

Занимаемая должность

 

Функция в проекте

 

1.

Нахай Елена Юрьевна

Заместитель заведующего по основной деятельности

Управление инновационной деятельностью.

Организация методического сопровождения участников инновационной деятельности в вопросах формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста

2.

Бекиш Алеся Фадеевна

Воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории

Непосредственное осуществление  образовательного процесса

5.

Скопец Татьяна Михайловна

Воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Непосредственное осуществление    образовательного процесса

6.

Сахнова Оксана Викторовна

Воспитатель дошкольного образования второй квалификационной категории

Непосредственное осуществление  образовательного процесса

 

 

свернуть

"Пасхальная ярмарка"

"Пасхальная ярмарка" - это мероприятие, которое является завершающим этапом участия воспитанников старших групп в инновационном проекте "Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста". К этому долгожданному событию ребята готовятся заблаговременно. Вместе с педагогом дети придумывают и изготавливают атрибуты к празднику: открытки,украшения для куличей и пасхальных корзинок, украшения для яиц и многое другое. Процесс изготовления атрибутов очень приятный и вызывает у детей массу положительных эмоций. В день ярмарки ребята распределяют роли: кто-то приглашает и провожает родителей на ярмарку, кто-то рассказывает и предлагает приобрести товар на ярмарке, кто-то кассир. Все дети активно проявляют себя в своих ролях! Товар на ярмарке  раскупают очень быстро не только родители, но и сотрудники учреждения дошкольного образования. После окончания ярмарки, ребята подсчитывают монеты и составляют список продуктов, необходимых для выпекания пасхальных куличей. Вместе с педагогом воспитанники отправляются в магазин, где самостоятельно совершают покупку необходимых продуктов. Ребята впервые, без участия родителей (но конечно же под присмотром педагога) самостоятельно выбирают товар на полках, рассчитываются на кассе. Это вызывает у ребят чувство гордости и взрослости! Купленные продукты дети передают повару учреждения дошкольного образования и уже вместе с ним замешивают тесто для будущих куличей. 

свернуть