Консультации

Интерактивные формы взаимодействия с детьми в процессе формирования основ безопасного поведения

 Сущность и основные понятия интерактивного взаимодействия

в процессе формирования навыков безопасного поведения

у детей дошкольного возраста

 

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно – необходимое условие развития личности. Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Поэтому задача педагога - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование педагогом интерактивных методов.

Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение безопасному поведению происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.  Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Цель интерактивного метода состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, в создании комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой и при этом каждый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Данный метод применим в любом направлении образовательной деятельности, в том числе и в формировании представлений и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Организация познавательной деятельности детей в интерактивной форме позволяет решать такие задачи, как:

  • развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.);
  • развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • развивать речевую активность детей;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников;
  • формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Особенности интерактивного взаимодействия:

интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов;

     интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка; новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом;

часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения - тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка (к тебе подошел незнакомый человек и предлагает конфету, как ты поступишь в этой ситуации?);

для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия;

интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса в различных ситуациях, в том числе опасных для здоровья и жизни;

в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение;

в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

 

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно) (например, отметить опасные предметы и безопасные);

2) Парная (задание выполняется в паре), (например, подбери сюжетную картинку к ситуации);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект), (например, что нужно делать, а чего нельзя делать, чтобы не попасть в опасную ситуацию: пожар, отравление лекарствами и бытовой химией, падение с высоты, ДТП и др.)

 

Методы интерактивного обучения:

В настоящее время разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

интерактивные игры;

ролевые игры;

«мозговой штурм»;

дискуссии и дебаты;

метод проектов;

метод ассоциаций.

 

Эти формы/методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Характерными особенностями интерактивных методик являются:

  1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
  2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
  3. Наличие ясной, конкретной цели.
  4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
  5. Групповая рефлексия.
  6. Подведение итогов.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, приобрести полезные навыки безопасного поведения.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

- Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

- Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

 

 

 

 

свернуть

Семинар–практикум: «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе художественно-речевой деятельности»

 

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:                  

  1. Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания.
  2. Содействовать по формированию у дошкольников патриотических чувств, в рамках использования проектной деятельности.

Повестка семинара:

  1. Организация работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях учреждения дошкольного образования.
  2. Содержание педагогической работы во второй младшей группе.
  3. Содержание педагогической работы в средней группе.
  4. Содержание педагогической работы в старшей группе.
  5. Практическая часть. Задание: «Собери пословицы и поговорки»
  6. Подведение итогов.

«Организация работы воспитателя дошкольного образования по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях учреждения дошкольного образования». 

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из годовых задач учреждения дошкольного образования. Дошкольное учреждение – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, истории, уважение к людям других национальностей.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое. Гражданско-патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание не просто реализуется  традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре.

Цель гражданско-патриотического воспитания дошкольников направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.

Реализация содержания гражданско-патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта.

Задачи гражданско-патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

развивать:

  • осознание своей принадлежности к семье, группе, обществу в целом;
  • интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи, традициям;
  • чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;
  • умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);
  • интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей, к взаимоотношениям людей разных профессий;
  • гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;
  • любознательность к понятию «Родина» (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, деревни, государства;
  • активное  участие в разных видах детской деятельности;

формировать:

  • представления о себе, о других;
  • осознание себя как члена детского общества;
  • интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;
  • сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;
  • национальное самосознание;
  • знания о  государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);
  • чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;
  • самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

  • интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
  • гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;
  • интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;
  • патриотические чувства, гражданственность;
  • чувства любви к родному краю и гордость за него;
  • лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
  • уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому, творческое овладение достижениями культуры, бережным отношением к национальным традициям своего народа.        

Содержание гражданско-патриотического воспитания дошкольников можно раскрыть через следующие познавательные направления:

  1. История Беларуси: возникновение и развитие

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства дошкольников с важнейшими событиями отечественной истории.

В результате познания своей национальной истории у дошкольников выстраиваются положительные взаимоотношения с родными, близкими людьми, окружающими, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности.  К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: гражданско-патриотическое сознание (знания и представления о родном крае, «малой» Родине) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности); социальные патриотические чувства (любовь, преданность, сопричастность, ответственность); национальный такт или уважение к людям других национальностей.

  1. Символы Беларуси

Задачи: формировать гордость и уважение к государственным символам, научить понимать значения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, уметь исполнять Государственный гимн Республики Беларусь;

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит, которое определятся его государственными символами. Для дошкольника патриотические чувства связаны: с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их государственной ценности, с характером проявляемых чувств и отношений к государственной символике, с обогащением собственных представлений и творческой переработкой знаний о символах в различных видах деятельности.

  1. Достопримечательности Беларуси

Задача: развивать любознательность к месту, вещи или объекту, заслуживающих особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью в своем поселке, улице, городе, столице республики, своей Родине; расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают.

  1. Государственные и народные праздники

Задача: воспитывать культуру организации и проведения значимого в жизни республики события, осознание торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам; формировать сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях.

Активное участие дошкольников в реализации данного направления формирует значимые личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность и др. Данное направление вбирает в себя многообразие практических форм проявления положительного отношения к родным, близким людям, окружающим; потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности; стремление внести свой вклад в процветание своей страны.

  1. Знаменитые белорусы

Задача: воспитывать уважение к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.;  формировать чувство гордости за их деятельность и достижения.

Содержательный компонент этого направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием личностью своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям своего народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относятся толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, мягкосердечность, выносливость, щедрость, сообразительность, не мстительность, поэтичность души и много других привлекательных качеств.

  1. Народные промыслы и искусство Беларуси

Задача: расширять знания о культуре Беларуси, приобщать детей ко всем видам национального искусства, развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения; развивать умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем), интерес к социальной действительности: к труду взрослых, к взаимоотношениям людей разных профессий.

Содержательный спектр этого направления очень широкий. Он включает все то, что составляет содержание национального искусства и истории народа. Он объединяет практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические и т. д. Предполагается активное познание детьми окружающего мира: природного мира, предметного мира; мира своего «Я»; формирование у детей ощущения принадлежности к белорусской культуре, белорусскому искусству, и расширение представлений о «малой Родине» и стране; воспитание чувства любви и привязанности к месту, где родился, родным и близким людям, родному дому, дошкольному учреждению, к любимым местам.

  1. Белорусское народное творчество

Задача: формировать готовность дошкольника к участию в творческой деятельности, исполнению народных танцев, песен, игр, участию в  народном кукольном театре, и развивать гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней.

Содержание данного направления отражается у дошкольников в характерных для данной нации действиях и поступках, нормах поведения, методах и приемах творческой деятельности, исполнении народных танцев, песен, игр, формах выражения чувств. Процесс патриотического воспитания дошкольника направлен на формирование у дошкольников в разных видах деятельности нравственных качеств белорусов: ответственность, честность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, стремление действовать на пользу другим,  любовь и интерес к стране, доброта, сопереживание, чувство собственного достоинства, ощущение принадлежности к культуре своей Родины.

 

 

 

 

 

 

«Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе художественно-речевой деятельности»

 

Содержание педагогической работы во второй младшей группе. (от трех до четырех лет).

Педагог в процессе общения с детьми помогает им осознать себя, во время организуемого взаимодействия расширить представления о других детях в дошкольном учреждении. Старается создать в группе благоприятную обстановку, в которой дети учитывают особенности друг друга, знакомит с помещением и территорией дошкольного учреждения, воспитывает любовь и привязанность к родному дому, дошкольному учреждению, родным места. Во время организованных игр воспитатель формирует первоначальные представления детей о своей семье, воспитывает любовь к матери и членам семьи, заботливое отношение к ним средствами прочтения литературных произведений белорусских авторов, бесед о семейных традициях, проведения государственных и народных праздников, посвященных семье, труду белорусов. На занятиях знакомит с трудом взрослых ближайшего окружения.

Педагог формирует элементарные представления детей о своей малой Родине - своем городе, деревне: их название, знание некоторых улиц и мест города, деревни.

Воспитатель формирует положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому),  развивает желание разговаривать на них. Вместе с детьми разыгрывает на игрушках разные ситуации взаимодействия членов семьи с использованием белорусского языка.  В этом же направлении проводят целенаправленные наблюдения за природными объектами, явлениями родной природы. Педагог использует в рассказе белорусские слова, белорусские народные игры, читает стихи, приговорки, прибаутки, потешки, считалки, загадки и др.

Детей знакомят с государственными и национальными праздниками. Во время участия детей, в качестве зрителей, на праздниках педагог объясняет взаимосвязь сезонных явлений и народных праздников, праздников и будней. Педагог рассказывает о значении государственных праздников, обстоятельства и содержание, которые с ними связаны.

С целью формирования чувства национальной принадлежности у детей педагог проводит тематические беседы с использованием наглядного материала, показывает и обыгрывает изделия народных ремесел (пеўнік-свістулька, гарлачык, ручнік, саламяны капялюш), помогает приготовить подарки из природного и растительного материала.

Педагог приобщает детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, праздникам, декоративно-прикладному искусству). В родительских уголках предоставляется информация, которую родители могут использовать во время взаимодействия с детьми дома: калыханкі, потешки, сказки.

Во время знакомства детей с растительным и животным миром Беларуси педагог использует наблюдения в живом уголке, рассматривание тематических картинок, сопровождает показ яркими примерами из произведений устного народного творчества; формирует умение замечать и эмоционально переживать красоту природы родного края.

 

«Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе художественно-речевой деятельности»

 

Содержание педагогической работы в средней группе. (от четырех до пяти лет)

Воспитатель формирует представления о семье, о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя представления детей о деятельности членов семьи (профессии, хобби и др., в соответствии с пониманием дошкольника), о семейных традициях, о ценности семьи. Педагог углубляет чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать во время чтения произведений белорусских авторов и беседы по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов из белорусских народных сказок, проведения литературных вечеров.

Педагог продолжает знакомить детей с дошкольным учреждением, формирует доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе, желание посещать его, учить принимать посильное участие в благоустройстве группы, участка; формирует представления о труде взрослых и их роли в создании предметов. На занятиях (комплексных, интегрированных, занятиях-путешествиях) знакомит детей с названием своего поселка, улицы, города, чем знаменито это место; на прогулках, во время бесед, игр использует наглядные средства (фотографии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет-ресурса) для знакомства с местными достопримечательностями. Во время их проведения внимание детей обращает на красоту родной природы, на сезонные изменения в природе, на праздничное украшение поселка, города; воспитывает у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

Во время бесед, сюжетно-ролевых игр, инсценировки фольклорных произведений, экскурсий и целевых прогулок дошкольники узнают, что живут в Беларуси, ее столица - Минск, в Беларуси живут белорусы и разговаривают на белорусском и русском языках. Педагог формирует интерес и положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому), желание разговаривать на них, развивать элементарные навыки взаимоотношений на белорусском языке;

Воспитатель знакомит с Государственным флагом Республики Беларусь, обсуждает с детьми, когда и где можно увидеть белорусский флаг (на площади Государственного флага в Минске, во время спортивных соревнований и др.). Учит детей узнавать его среди других флагов, рассказывать о значении красного, зеленого цветов и орнамента на нем.

Педагог знакомит с праздниками: национальными праздниками (Рождество/ Коляды, Масленица, Пасха, Купалье, Дожинки); государственными (Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, День Победы, День Независимости Республики Беларусь (День Республики) - как частью культуры белорусского народа; объясняет, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся.

На экскурсиях, занятиях педагог знакомит с фабриками, заводами Беларуси, с продуктами их производства - машинами, автобусами, тракторами, холодильниками, телевизорами, одеждой, обувью, продуктами питания и др. Дети обсуждают с педагогом виды деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине и др.). Воспитатель приглашает на встречу с детьми передовиков производства, знаменитых людей в области литературы, искусства, спорта, которые знакомят детей с экономикой страны, достижениями, с результатами своего труда, развивают патриотизм. В общении, в трудовой деятельности дошкольников воспитатель использует произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. С детьми организует проведение «трудовых акций»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.

Педагог знакомит с историей и достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны, и культурой Беларуси (народными промыслами и искусством Беларуси, народным творчеством) на специально организованных занятиях, тематических кружках и в играх. Формирует представление о деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителей, национальных героев, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. Педагог знакомит, разучивает с детьми, пересказывает произведения белорусской художественной литературы, малые формы белорусского фольклора, народные сказки. Ознакомление с народной культурой проходит интересно, если приглашать родителей, бабушек и дедушек, артистов театров, сотрудников музеев, народных мастеров. Эмоциональные впечатления детей воспитатель закрепляет в разных видах деятельности (в моделировании, лепке, аппликации, играх-развлечениях, играх-драматизациях и др.), в практической совместной деятельности с родителями: вечер знакомства с традиционными народными блюдами, изготовление изделий народных промыслов, творческие задания (подобрать материал для плаката, фотовыставки, коллажа). Хорошо, если в дошкольном учреждении есть музей в виде белорусской сельской хаты. Занятия и беседы в таком музее проводит экскурсовод с подгруппой детей. Для более подробного знакомства с разными видами народного творчества педагог организует работу в тематическом кружке.

Педагог развивает познавательный интерес к культуре других народов: на занятии использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе художественно-речевой деятельности»

 

Содержание педагогической работы в старшей группе. (от пяти до шести лет)

Педагог обсуждает с детьми и закрепляет чувство принадлежности и любви к своей семье: значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Он побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессии членов семьи, о своем доме (своей квартире).

В разных видах деятельности педагог приобщает детей к богатству белорусского и русского языков, формирует ценностное отношение к ним, желание разговаривать на них. На занятиях по развитию речи, в течении дня белорусского языка, тематических вечеров педагог продолжает: формировать у детей представление о своей национальной принадлежности; знакомить с представителями других национальностей, живущих в Беларуси, их традициями и обычаями; воспитывать культуру толерантности (уважение достоинства всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим).

Воспитатель рассказывает о том, что наша страна состоит из шести областей, знакомит с названиями областей Беларуси, названиями соседних государств. У дошкольников формируется интерес к родному поселку, городу, к стране во время проведения рассказа, беседы, дидактической игры. На комплексных занятиях по музыкальному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, тематических эмоционально-познавательных занятиях педагог продолжает знакомить с символами белорусского государства: флагом, гербом, гимном.

В игровой, увлекательной, эмоциональной форме педагог продолжает знакомить  детей с праздниками: государственными (День Конституции,  День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда). Старшие дошкольники активно включаются в подготовку (украшение группы, музыкального зала, изготовление традиционных подарков, создание коллажа, стенда, плаката и др.) и проведение национальных праздников (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти); педагог расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка.

В процессе рассказов и бесед у дошкольников формируется понимание жизни в стране, определение своей значимости, они учатся строить свои личные жизненные планы, определять интересную им сферу трудовой деятельности на благо Родины, учатся конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми людьми.  Педагог расширяет представления детей о деятельности просветителей, национальных героев, Президента Республики Беларусь, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. - на занятиях с использование презентаций, литературных произведений, легенд, преданий; на экскурсиях; в совместных с родителях  поисково-творческих заданиях (составление рассказов-описаний, поиск скульптурные композиции, создание коллажей, подбор изобразительного материала к литературным произведениям и др.); развивает патриотические и гражданские чувства.

В процессе специально организованной деятельности педагог продолжает формировать у старших дошкольников элементарные представления об историческом прошлом Беларуси: важных исторических событиях, важных общественных событиях, истории основания, происхождении названия поселка, улицы, города, исторических местах поселка, города, страны. С помощью сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, творческих заданий, экскурсий знакомит детей с достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны (историческими памятниками: храмами, костелами и др.; архитектурой: музеями, театрами, парками, стадионами и др.; промышленными и сельскохозяйственными производствами).

В совместной с детьми художественно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в беседе, прослушивании стихов белорусских авторов,  музыкальных произведений белорусских музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, показе мультимедийных презентаций, проведении виртуальных экскурсий, при просмотре познавательных фильмов, на экскурсиях с родителями, театрализации фольклорных произведений педагог расширяет знания о культуре Беларуси (национальной одежде, национальной кухне, народных песнях, национальных танцах, литературных (фольклорных) произведениях, произведениях декоративно-прикладного искусства; произведениях искусства белорусских художников и скульпторов); последовательно приобщает детей ко всем видам национального искусства – от ткачества до живописи и орнамента, от танцев, сказки, музыки до театра.

Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души. Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Практическая часть

Задание: «Собери пословицы и поговорки»

Восстановите пословицы, соединив стрелочками их части

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.

 

Человек без Родины,

дороже всякого богатства.

В своем доме и

счастье дорогу не забывает.

Народное богатство

что соловей без песни.

 

Подведение итогов

Закончить  хотелось бы словами А.С. Макаренко

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»

Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей в Ваших руках!!!

 

свернуть

Развитие связной речи при организации занятий нетрадиционным рисованием

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой  формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми  для элементарного образования»

    Рисунок является основой всех видов изобразительного искусства. И художник, и архитектор, и скульптор, и модельер, и дизайнер начинают свою работу с рисунка.  

    К.Д. Ушинский рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, приём обучения при изучении других предметов.

    Занятия изобразительной деятельностью взаимосвязаны с разными видами деятельности, в том числе и с математикой. Они способствуют развитию интеллекта, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, умению сравнивать, сопоставлять, считать, соизмерять и т.д.

   Дошкольник должен всегда видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности. Задача педагога – сделать этот процесс успешным для ребёнка, т.е. организовать условия этой деятельности таким образом, чтобы ребёнок сумел справиться со всеми проблемами, используя свои знания и умения.

    Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний. На основе представлений, в процессе наблюдений и выделения свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве предметов окружающего мира), у детей развивается чувство формы, цвета, ритма, компонентов эстетического чувства. Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии чёткой, изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении  декоративно-прикладного искусства и т.п.).

    Создавая изображение, ребёнок осмысливает качество воспроизводимого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средство передачи образов в рисунке.

    Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо иметь о его форме ясное объёмно-пространственное представление. Поэтому важно, при организации  восприятия предметов и объектов окружающего мира, научить детей сравнивать предметы; воспитатель обращает их внимание на изменение величин (ребёнок и взрослый), предметы бывают длинные и короткие, по высоте – высокие и низкие, по ширине - широкие и узкие, по размеру - большие и маленькие. Кроме того, предметы сравнивают по форме (круг, квадрат, шар, куб), по цвету (белый – чёрный и т.д.),  разное пространственное положение предметов и их частей (птичка сидит, птичка клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях, дальше, ближе, выше, ниже). На занятиях, также, дети узнают, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Сравнивая одинаковые по форме, но различные по величине предметы, получают пропорции. Отношения величины одного предмета к величине другого называется пропорциональным отношением. Отношение высоты предмета к его длине является основной пропорцией.

    Чтобы создать правильный и красивый рисунок, нужно знать этапы его построения:

  1. Правильное размещение всех предметов или частей предмета на листе бумаги (композиция рисунка).
  2. Пространственные изменения предметов (дальний и ближний план).
  3. Определение пропорций, соответствующих натуре (отношение частей к целому).
  4. Цветовое решение.

    Чтобы рисовать предметы сложной формы, дети учатся видеть в них различные простые геометрические фигуры (круг - солнышко, голова птицы, овал - туловище животного, куклы, треугольник - уши кошки, крыша дома и т.д.). Определив эти геометрические фигуры, дети учатся последовательно изображать предмет. Например, при рисовании снежинки, следует обратить внимание, что у неё всегда шесть лучиков и узор каждого её луча одинаковый. Овладев способом изображения  одного из предметов той или иной формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании и на другие предметы сходной формы. Но дети должны не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу и замысел, содержание, форму изображаемого, т.е. не только копировать, но и реконструировать. Когда ребёнок сам придумывает тему своего рисунка или создаёт изображение по заданию педагога, проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали, изменением изображения в цвете и т.д.

    Умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета, его пропорции приобретается детьми, прежде всего, на занятиях по рисованию с натуры. Оно закрепляется при рисовании тех же предметов по представлению. Рисовать начинают с простейших предметов, постепенно приобретая определённые навыки, накапливая опыт, можно переходить к рисованию более сложных предметов.

    Развитие пространственных представлений детей, связанных с передачей глубины в рисунке и расположения предметов (ближе, дальше, впереди, сзади) осуществляется в первую очередь на занятиях тематическим  рисунком. Применение же этих знаний и умений должно иметь место и на занятиях рисования с натуры при рисовании таких моделей, как, например, веточки, где дети имеют возможность наблюдать и передавать в рисунке простейшие пространственные соотношения. Рисование узоров является простейшим упражнением, с одной стороны подготавливающим, а с другой - закрепляющим у ребёнка элементарные  навыки в определении и передачи  в рисунке формы, пропорции и других пространственных отношений.

   Рисование предметов прямоугольной формы связано с изображением вертикальных и горизонтальных линий. Предварительную тренировку в этом направлении дети могут получить при рисовании узора по образцу, в построение которого входят прямые горизонтальные и вертикальные линии. Аналогично, при рисовании с натуры предметов округлой формы, целесообразно дать детям упражнение в виде рисования узора, где круг является одним из элементов композиции. В этих случаях, декоративный рисунок, как бы, готовит детей к рисованию с натуры. В других случаях, знания и навыки, полученные при рисовании с натуры, закрепляются в рисовании узоров или темы. Так, рисование с натуры флажков, листьев, весенних цветов предшествуют рисованию узора, который составляется из них. Так же и рисование с натуры веточки ёлки и ёлочных украшений предшествует рисованию на тему: «Новогодняя ёлка».

   При рисовании огурца, дети обращают внимание на его овальную форму, отмечают, есть ли разница между толщиной одного конца и другого. Изображая гриб, отмечают, что у него шляпка имеет дугообразную форму. Изображая ягоду клубничку, отмечают её форму, где у неё широкая часть, где узкая. Далее, считают, сколько у неё листочков. Рисуя сливу, дети обращают внимание на её форму: такая ли она круглая, как яблоко, или больше похожа на яйцо. Чем форма сливы отличается от формы яблока? Грушу дети учатся рисовать при помощи двух кругов (большого и маленького). При рисовании вишни, отмечают цвет, форму. Отмечают, как идёт веточка - прямо или в сторону, влево или вправо. Научившись рисовать фрукты по отдельности, можно переходить к изображению композиции из фруктов.

    Рассмотрим кленовый лист: считаем, сколько у него прожилок (5 прожилок, расходящихся от основания в разные стороны). Вокруг каждой такой прожилки расположен как бы отдельный листок. Края листа похожи на острые зубчики, а верх напоминает царскую корону. Сам же лист похож на многоугольник. Лист дуба напоминает слегка зауженный книзу овал. При изображении земляничного листа дети определяют на глаз общее отношение ширины листа к его высоте, затем намечают горизонтальную жилку листа и обозначают его ширину. Далее рисуют овальные листочки с зубчатыми краями.

    Затем переходят к изображению ветки с листьями. Изображая ветку с листьями, дети считают, сколько листьев, все ли листья одинакового размера, все ли листья видны целиком, или одни закрывают другие. Какой листья формы, отмечают, что, если некоторые листочки сложить пополам по средней жилке, то обе их половинки будут одинаковые. Рисуя листок, изображают овал, проводят среднюю прожилку.

     Прежде чем рисовать дерево, дети рассматривают ствол: какой он - толстый как у дуба или тонкий, как у берёзы. Далее отмечают, как идёт разветвление дерева: ствол его постепенно становится всё тоньше по мере разветвления. Ветки расположены вдоль ствола и направлены вверх. Самая широкая часть ствола около земли, а самая тонкая - на верхушке. Ближе к верхушке расположены самые короткие ветки, а самые длинные - ближе к основанию ствола. При изображении пейзажа, деревья, которые находятся вдали, дети учатся рисовать, передавая их общую форму, без подробностей. При этом, у каждого дерева своя форма. И вот эту-то общую форму каждого дерева нужно изобразить.

    При изображении зайца, дети отмечают, сколько у него лап, какие лапы длиннее- передние или задние. При изображении белки, дети отмечают, какой формы уши, голова, хвост у неё длинный, широкий, загибающийся к верху, и поднятый высоко над её спиной. Ушки остренькие, а лапы разной длины: задние длиннее передних.

Черепаху дети рисуют из овалов разной величины, похожих на шары, а панцирь, как бы поделён на шашечки. У поросёнка - большое овальное туловище, большая круглая голова.

   Рисуя бабочку, обращают внимание на то, что её правая и левая часть являются зеркальным отражением друг друга. Тут дети знакомятся с симметрией.

   Начиная рисование предметов, дети определяют, какую они напоминают форму: ёлка - высокий треугольник, тюлень- треугольник другой формы, лежащий на длинной стороне  и т.д.

    Рисуя портрет человека, дети  сначала рисуют одиночные портреты папы, мамы. Затем рисуют парные портреты: «Я с папой», «Мы с мамой улыбаемся». Дети отмечают, что голова взрослого человека больше по величине и имеет овальную форму, а у ребёнка голова меньше и круглой формы. Нарисовав овал, дети делят его вертикальной линией на две равные части (правая и левая сторона лица). Затем, двумя горизонтальными линиями, делят лицо на три равные части. Над верхней горизонтальной линией по обе стороны вертикальной линии рисуют брови, под линией -  глаза. Между верхней и нижней линией, по центру, рисуют нос, а по бокам между ними - уши. Рот рисуют под нижней линией так, чтобы вертикальная линия делила его пополам.

   Обучаясь композиционному построению, ребёнок учится способу расположения предметов на листе бумаги. Нужно расположить рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Знание композиции учит ребёнка правильно определять размер изображаемого предмета относительно листа. Для создания рисунка необходима разработка плана композиции: составление и расположение элементов, фигур и частей картины. Рисуя, нужно всё время думать, анализировать, сравнивать, сопоставлять. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета, надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с их расположением в пространстве. Для этого ребёнок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

    У детей формируются временные представления в процессе выполнения рисунков на такие темы, как: «Начинается январь, открываем календарь!» эта работа позволяет сформировать у детей представления о том, что один и тот же предмет или объект можно изображать по- разному, закрепить умения и навыки вариативного изображения. Или рисунки на тему « 12 месяцев», «Волшебный мир ночи», «Утро в зимнем лесу», «Небо при закате солнца». В рисунке «Автомобиль остановился вечером возле дома» дети учатся не только ориентиру во времени (части суток), но и передавать пропорции между предметами, частичную заслонённость предметов одного другим. Учатся пользоваться схемами для построения сюжетного рисунка. Можно предложить несколько вариантов схем.

    На сюжетном рисовании «Замок семи чисел»  перед детьми ставится задача: подумать, почему замок так называется? Чего в нём может быть семь? ( семь башен в замке, семь деревьев в саду, в пруду плавает семь лебедей и т. д.) дети пересчитывают изображаемые предметы в процессе рисования.

    Можно предложить детям отправиться в путешествие в Зазеркалье «Симметрия», где дети будут проявлять свои знания о симметрии. Что значит понятие «Симметрия»? Какие предметы можно изобразить симметрично? Большой интерес у детей вызывают такие темы рисования, как: «Нарисуй и «оживи» цифру» (геометрическую фигуру) и др.

Во всём должна присутствовать вариативность. Например, тема рисования «Заколдованные картинки». На одном занятии на листах нарисовано по несколько геометрических фигур. В другой раз наклеены геометрические фигуры, вырезанные из бумаги. Следующее задание на тему «Волшебные картинки», где на листы наклеены геометрические фигуры, вырезанные из материала, различный бросовый материал. Дети устанавливают сходство между разными геометрическими формами и предметами и явлениями окружающей действительности, получают предмет или сюжетную картинку путём дорисовывания этих форм. На всех этих занятиях дети должны угадать, что за предмет здесь должен быть и дорисовывают его.

   При декоративном рисовании дети должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия; знакомятся с особенностями построения геометрического орнамента.

   При рассматривании картин художников отмечается  многоплановость: какие предметы в картине написаны далеко? Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это? Какие предметы написаны художником ближе. Чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие? И т.д.

    Следует помнить, что решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять деятельность на их решение.

 

 

Подготовила Кербедь Л.Г., педагог дополнительного образования

свернуть

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие связной речи дошкольников

Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По замыслу легко создаются и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Для развития речи детей используются следующие элементы занятий.

          Обсуждают с детьми предстоящую деятельность, её этапы, выбор способов действия, объясняют смысл каждого действия и тем самым не только развивают активную речь детей, но и учат их работать по плану, выраженному в слове. Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия рассказывают о том, что получилось, и таким образом дважды  сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной. Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий. Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести всё, что указанно в инструкции. В конце занятия предлагается вспомнить инструкцию и сравнить её с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат. Дети участвуют в коллективной лепке. Им необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию, распределять, кто, что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т.д. Дать образец того, как правильно и культурно можно построить своё высказывание в общем разговоре. Таким образом, и замысел и результат - продукт детской деятельности - всегда четко определены в слове. Процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.

       Остановимся на некоторых специфических приёмах развития и активизации речи детей  на занятиях изобразительной деятельностью.

  1. Прежде всего речь взрослого следует рассматривать, как образец для подражания, т. е. она должна быть доступна, выразительна, из чётко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного.
  2. Создание проблемной ситуации, формулирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш и т. д.), ребёнок будет вынужден попросить недостающее, т.е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.
  3. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей. ( Миша набирает на кисточку коричневую краску, вероятно, начнёт рисовать стволы деревьев...) Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст  своей деятельности, своё место в общем ритме творческой работы.

      4 Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух. (Маша, ты, что сейчас рисуешь? - Я рисую ствол дерева коричневой краской. - Маша, ты рисуешь ствол всей кистью, а веточки как будешь рисовать?) Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах

  1. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша будешь делать? В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты Маша сделала?...)
  2. Использование в речи большого числа приставочных глаголов. Сначала педагог проговаривает, что делают дети: режут бумагу, вырезают круг и т.д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия. Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов, оречевлённые действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
  3. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
  4. «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы - рисунка, аппликации, постройки - действенный приём формирования речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.
  5. «Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных (на Сашином рисунке видны заячьи следы), для упражнения в подборе определений и образных выражений.
  6. «Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы по поводу изображенного на рисунке или аппликации.

          Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений: речевые высказывания с обращением (Маша, смотри, на Сашином рисунке...), придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища, сочинение рассказа или сказки к своей работе, разговор от лица изображенных живых и неживых объектов, сравнение двух работ и т. д. Эти приёмы позволяют использовать любые благоприятные моменты на занятиях для расширения речевой практики детей.

          В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:

- Опоры на эмоционально - интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;

- Необходимость выделять, воспринимать, воспроизводить определённые свойства и отношения предметов, выражать их в слове;

- Ситуации субъективного переживания ребёнком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;

- Возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значения слов и побуждающих детей осуществлять выбор;

           Живая, незаученная речь зазвучит на занятиях при условии, что дети будут испытывать чувство безопасности работы. Безопасность работы и критерии эстетичности занятия включают следующее: дети не боятся критических замечаний и оценок (добрый совет, прежде всего); пользуются возможностью свободно передвигаться по группе во время занятия, задавать вопросы друг другу и педагогу; имеют своё мнение и умеют его высказывать; пользуются правом выбора и т.д.  

         Таким образом, педагогам в своей работе по изобразительной деятельности хочется пожелать создать в группе такую обстановку, чтобы дети могли получать новые яркие впечатления, творить, вступать в речевое общение. Использовать в своей работе по изобразительной деятельности приёмы, которые имеют большое значение для развития связной речи – это показ и обследование предмета, словесное объяснение, использование художественного слова, пальчиковых игр и физ. минуток с проговариванием текста, использование речи взрослого в качестве образца, комментирование действий, сравнение с образцом, создание проблемных ситуаций, анализ работы, сочинение рассказа или сказки к своей работе.

свернуть

«Экономическое воспитание  дошкольников  и поделки своими руками »

 

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно –дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно – тематических занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детейпользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры«Что? Где? Когда?»«КВН» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты.

Особый интерес вызывают развлечения(«Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»«Бизнес-клуб»«Аукцион», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием,народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.

Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

В игротеках должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий, используемый в воспитании дошкольников.

Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Однако это в настоящее время представляет собой определённую проблему. Результаты анкетирования показывают, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики.

Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников.К ним относятся:

информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях;

организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей

 

свернуть

Теоретические основы и педагогические условия организации познавательной деятельности воспитанников в условиях учреждения дошкольного образования и семьи

Развитие творческих умений и навыков у детей дошкольного возраста средствами ИКТ

В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам, стремление соответствовать им заставляет изучать новые технологии и внедрять их в свою практику.

    Эффективность использования компьютерных технологий на занятиях в основном происходит за счет наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний план выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека.

Но время не стоит на месте, и в современных условиях, когда компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. В магазинах игрушек целые стеллажи заставлены игрушечными роботами и детскими компьютерными играми, это любимые занятия детей. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером.

 

Основной задачей предметов изобразительного искусства является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств. Поэтому для эффективной работы считаю необходимым использования на  занятиях мультимедийной установки. Использование ИКТ  в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.

Таким образом, новые компьютерные технологии, используемые на занятиях в ДОУ, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого – либо явления, процесса, расширяют кругозор ребенка.

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

На мой взгляд, использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное детское любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Возможности в обучении дошкольников, которые таят в себе мультимедийные презентации. В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания.

Необходимые иллюстрации, аудио и видео фрагменты можно собрать для занятий в программе создания презентаций Power Point.

Благодаря комплексу мультимедийных возможностей компьютера и образовательных дисков, работа по созданию занятий с применением ИКТ становиться увлекательной для самого педагога.

Собирая нужную информацию к каждому занятию можно использовать их для самостоятельного составления компьютерного сценария занятия с использованием презентации.

Презентация - это обучающий мини-мультик, с красивыми картинками. Это отличное пособие для ребенка об окружающем мире так, как он сам его видит, не выходя из детского сада и не летая в дальние страны.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ.

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, и оценить действие объекта.

Внедрение ИКТ помогает мне оптимизировать образовательный процесс, видоизменять традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство для изучения изобразительного искусства. Фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов.

Изучая жанры живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином, использую компьютер. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.

      В своей работе по изобразительной деятельности я часто использую презентацию. По дополнительной платной услуге «Детское ручное ткачество» для улучшения качества работы с детьми,  я создала презентации: «Кто такой ткач?», «Материалы, которые нужны ткачу», «Виды ткачества», «Технология гобеленоплетения», «Уроки ткачества» и др.

       На занятиях по изобразительной деятельности использую презентации: «Основы  цветоведения», «Жанры изобразительного искусства», «Виды изобразительного искусства и изобразительный материалы», «Виды искусства», «Портреты знаменитых художников» и др.

      На занятиях по тестопластике созданы презентации: «Тесто – это интересно!» (знакомство с техникой тестопластики), «Виды и приёмы лепки», для тематических занятий создала презентации «Фрукты», «Посуда», «Животные», «Птицы», «Рыбы» и др., где по схемам, в  доступной форме,  ребята могут слепить нужную поделку.

      На занятиях по конструированию сделала презентации в виде схем для тематических  занятий: «Дом», «Машина», «Гараж», «Смешарики» (с болтовыми соединениями), «Корабль» и др.

      При подготовке к занятиям использую схемы в электронном виде для занятий по рисованию, тестопластике, конструированию, ткачеству в зависимости от темы занятия.

Для обмена опытом работы, решения вопросов развития детей в изобразительном направлении использую вайбер группу, выкладываю информацию на сайт учреждения – консультации, мастер-классы и т.д. Обмениваюсь опытом через средства массовой информации – Настаўніцкай газеце, Працоўнай славе.

Мой скромный опыт использования ИКТ в обучении дошкольников изобразительной деятельности позволяет сделать вывод, что занятия по изобразительному искусству заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности ребёнка, посредством использования ИКТ.

Для меня компьютер – это инструмент, с помощью которого я могу сделать обучение детей по изодеятельности более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими.

 

 

Педагог дополнительного образования Кербедь Л.Г.

свернуть