Школа будущего первоклассника

Пояснительная записка к программе

Пояснительная записка

Переход ребёнка из детского сада в школу является переломным моментом в его жизни. Это естественно. И нужно сделать многое, чтобы этот переход был для детей безболезненным. А это задача воспитателей детского сада, родителей и, конечно же, учителей.

Главная задача, которая стоит перед учителями и родителями, создать общую установку по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности – учению. Такая установка необходима для того, чтобы маленький школьник мог легко войти в новый для него образ жизни, приспособиться к требованиям школы.

Положительная позиция ребёнка должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать у ребёнка положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами и сделать само учение радостным событием и интересным занятием. Создать такую радостную и совершенно реальную личную позицию у маленького будущего школьника очень важно. Ведь всем хорошо известно: если человек чего–то хочет, к чему–то стремится, он добивается желаемого, и, если встречает известные трудности, они его уже не пугают, тем более тогда, когда в новой, сложной работе ему помогает, разъясняет, показывает - как нужно работать, внимательный и знающий учитель. Вот почему среди всех задач самой главной задачей является создание общей положительной направленности будущего ученика на школу.

Если учёба даёт радость, ребёнок стремится закрепить это состояние новыми достижениями подчас безотчётно. Если учёба приносит огорчение, он точно так же стремится лишь к одному – любым способом избежать неприятности. О средствах достижения цели младший школьник почти не задумывается. Было бы ему хорошо. Ребёнок приходит в школу из семьи. Его радости и беды в первые дни и годы обучения во многом связаны с тем багажом знаний, умений и психологических качеств, которые он приносит с собой из дома.

Так чему же учить ребёнка, чтобы он правильно развивался и был готов к школе?

Ребёнка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: учить правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно научить действию, а не знаниям о предметах быта.

Нужно учить играть – сначала просто оперировать с игрушками, подражая реальным действиям, их логике, последовательности. Потом, только потом, когда ребёнок умеет самостоятельно действовать разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми.

Когда ребёнок проходит этот “игровой” путь, он приобретает очень многое, значительно продвигается в своём развитии. Сначала формируются, осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребёнка, их взаимная зависимость, собственное место ребёнка в этих взаимоотношениях. Дальше – нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. Ребёнок, играя, учится планировать свои действия и это помогает ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности. Но чтобы игра дала ребёнку всё, что может дать, его надо учить играть.

Нужно учить рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Рисуя, строя, создавая пластилиновых героев, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает своё эмоциональное состояние. К сожалению, лишь немногие родители задумываются над тем, что рисование и конструирование – первая продуктивная деятельность ребёнка. Чтобы сделать рисунок, лепную фигуру, аппликацию, постройку, нужно хорошо видеть, правильно воспринимать образец или представлять себе то, что будешь строить, лепить, рисовать, т.е. нужно произвести сложный анализ. Значит, рисование, конструирование, лепка, вырезание открывают перед нами возможность научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их форму, цвет, величину, соотношение частей, их пространственное расположение. Одновременно это даёт возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результат с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе. Если ребёнок умеет планировать свои действия в каком – либо виде деятельности, например, конструировании, ему намного легче перенести эти умения в новую ситуацию, в новую деятельность. Если дошкольник умеет сравнивать результат своего труда с заданным образцом или с реальным предметом, то сопоставление результата своих действий с требованиями учителя или учебника окажется для него не таким уж сложным делом. Рисуя, ребёнок приобретает твёрдость руки, учится ориентироваться в пространстве места, соотносить силу нажима на карандаш толщиной линии и просто правильно держать карандаш. И всё это ему пригодится, когда он начнёт учиться писать.

Кроме этого, данные виды деятельности ребёнку интересны, они дают возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от достижения намеченного результата, учат настойчивости, в общем, развивают те качества, которые необходимы ребёнку в школе.

Ещё, как видно из опыта, в раннем дошкольном возрасте совершенно необходимо научить ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой – раз есть уши – услышит. Но, к сожалению, это не так. Стихийный опыт, который ребёнок приобретает сам, конечно, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой для школьного обучения. Даже то, что ребёнок видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, можем оказаться “не увиденным” в сознании, неосознанным, непонятным. А ведь именно впечатления от окружающего мира, от наблюдений за неживой природой, её объектами, явлениями закладывают первые основы мироощущения ребёнка. И мы, взрослые, можем и должны научить его быть внимательным к тому, что его окружает. Необходимо расширять кругозор детей, который у них и так достаточно велик.

Готовя малыша к школе, родители иногда вырабатывают у ребёнка ошибочные навыки: дети считают на пальцах, неверно держат ручку, неправильно называют звуки. Переучивать таких детей очень трудно. Необходимо до школы вырабатывать у детей ряд простых и сложных привычек: здороваться и прощаться, благодарить за оказанную помощь, правильно попросить что–либо с использованием “волшебного” слова “пожалуйста”; воспитывать ответственность при выполнении любого дела, внимательное отношение к людям, привычку сдерживать свои порывы, привычку к дисциплинированному поведению.

Но также следует предостеречь взрослых от ошибки, которую они совершают: не стремитесь раньше времени втискивать в ребёнка школьную премудрость. Главное для ребёнка быть активным, сообразительным, раскрепощённым. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества так же важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Всего этого трудно, а может быть, даже невозможно достичь скучными для ребёнка занятиями школьного типа. Куда лучше организовать игры – занятия, которые увлекут малыша, будут для него интересными. Нужно дать ребёнку в игре проявить выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное в игре – похвалить малыша за успехи, находить его достижения и воздерживаться от порицаний за его ошибки.

Цель программы:

Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

В понятие “готовность к школьному обучению” входят следующие составные части:

  1. развитие речи;
  2. развитие интеллектуальных способностей;
  3. развитие познавательной активности;
  4. сформированность внутренней позиции школьника.

Задачи программы:

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором качеств. Это умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, на радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии.
  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
  7. Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  • Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.
  • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Данные принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению здоровья детей.

Программа рассчитана на 33 недели. Занятия проводятся один раз в неделю (продолжительность: 4 занятия по 20 минут). Общее количество часов – 132.

Исходя из перечисленных составных школьной готовности, в программу были включены следующие разделы:

  1. Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
  2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.
  3. Математическая пропедевтика.
  4. Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка.

Сквозные темы программы:

“Давайте познакомимся”, “Наш сад и огород”, “В осеннем лесу”, “Братья наши меньшие”, “Времена года”, “Кто кому кто”, “Папа, мама, я – дружная семья”, “Все профессии нужны, все профессии важны”, “Село, в котором я живу”, “В гостях у Светофорика”, “К нам прилетели снегири”, “Лесные жители”, “Будем вежливы и аккуратны”, “День и ночь – сутки прочь”, “Наши забавы”, “Кто живет в реке?”, “Защитники Отечества”, “Моя любимая мама”, “Ждём гостей”, “Внимание, дорога”, “Весна идет, весне дорогу!”, “Дикие и домашние животные”, “Какие бывают растения”, “Любимый мир сказок”, “Каждому предмету своё место”, “Чудо рядом”, “Мои увлечения”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, “Еже ли вы вежливы”, “Мы помощники”, “Хлеб – всему голова!”, “Здравствуй, лето красное!”

Содержание программы

  1. Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте (33 ч).

Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.

Общие понятия:

Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.

Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.

Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

  1. Овладение звуковым синтезом слов.
  2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
  3. Правильное произношение всех звуков родного языка.
  4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
  5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.
  6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
  7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
  8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).
  9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
  10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
  11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
  12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.
  13. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики (33ч.)

При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, yчитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:

а) графические диктанты;

б) штриховку фигур;

в) рисование по клеткам узоров;

г) построение фигур из прямых линий.

Знакомство с начертаниями печатных букв, их “именами”, рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. В данный раздел включены следующие упражнения:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Штриховка.
  3. Лепка.
  4. Аппликация

Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.

Штриховка, аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны, требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшее место занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять через лепку.

Кроме этого, лепка способствует развитию аналитико – синтетической деятельности: расчленение целого предмета - буквы, объединение отдельных элементов в целое и развитию мелкой моторики.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:

  • правильно держать ручку при письме;
  • ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
  • фиксировать границу и величину элементов;
  • запоминать конфигурацию букв;
  • знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
  • при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
  • уметь по фрагментам продолжить узор.
  1. Математическая пропедевтика (Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений. Ознакомление с пространственными и временными отношениями) (33 ч.)

Общие понятия:

  • Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.
  • Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.
  • Сравнение двух совокупностей предметов. Установление равной численности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на... - меньше на...).
  • Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
  • Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
  • Числа и операции с ними.
  • Прямой и обратный счет в пределах 10.
  • Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами.
  • Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на...меньше на...) на наглядной основе.
  • Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
  • Пространственно-временные представления
  • Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.
  • Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
  • Ориентировка на листе бумаги в клетку.
  • Геометрические фигуры и величины.
  • Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:

  1. Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  2. Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью.
  3. Находить части целого и целое по известным частям.
  4. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
  5. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
  6. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа, называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
  7. Соотносить цифру с количеством предметов.
  8. Узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  9. Разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
  10. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  11. Называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
  1. Развитие конструкторских способностей. Рисование (33 ч.)

Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е. умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов.

Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника, будь то живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин, глина, бумага (объёмное моделирование). Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:

  • овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации – ножницы, гладилки; в лепке - стеки);
  • развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;
  • производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз, слева направо и по косой;
  • умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;
  • развитие зрительно – двигательной координации;
  • развитие “ручной умелости” ребёнка.

 

свернуть

Тематическое планирование "Школы будущего первоклассника"

Тематическое планирование занятий

«Школа будущего первоклассника»

 

Дата

Подготовка ребенка к письму

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Математическая пропедевтика

Развитие конструкторских способностей. Рисование.

 

1. «Давайте познакомимся» (4ч.)

 

1. Игра с мячом «Давайте познакомимся».

2. Знакомство с тетрадью.

Выявление подготовленности детей.

Выявление подготовленности детей.

Знакомство с цветами. Проба всех цветов на палитре «Цветик -семицветик».

 

2. «Наш сад и огород» (4ч.)

 

1. Обведение по контуру: круг, овал.

2. Пальчиковая гимнастика (разучивание потешки «Этот пальчик…»)

Звуковая культура речи. Звук «А».

Упр. «Назови звук».

Игра «Что где растет?»

 

 

1. Представление: один – много. Число 1 и цифра 1.

2. Узор из геометрических фигур.

3. Объединение предметов в группы по общему свойству.

 

Характер линий. Рисование овощей и фруктов по представлению пастельными мелками.

 

3. «В осеннем лесу» (4ч.)

 

1. Обведение по контуру: полуовалы.

2. Работа в тетрадях. Раскрашивание картинки «На лесной полянке»

Звуковая культура речи.

Звук «У».

Правила поведения в лесу. Чтение слова «Ау!»

Съедобные и несъедобные грибы.

Число и цифра 2.

Счет парами.

Сравнение групп предметов.

Соотнесение предмета с геометрической фигурой.

 

Аппликация. Узор в полосе. Способы симметричного вырезания: грибы.

 

 

4. «Братья наши меньшие» (4ч.)

 

 1. Прямые и наклонные линии.

2. Работа в тетрадях. Раскрашивание картинки по правилам.

 

Звук «О».

Понятие «Гласные звуки»

В. Сутеев «Дядя Миша». Расширение словарного запаса. Разучивание скороговорки.

Число и цифра 3. Состав числа 3.

Игра «Светофор».

Дорисуй недостающие фигуры.

Понятия «между», «за», «перед» и др.

Работа с пластилином: раскатывание прямолинейными движениями. «Мое любимое животное»

 

                               5. «Времена года» (4ч.)

 

1. Полуовалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.

2. Раскрашивание сюжетной картинки. Составление предложений по картинке.

 Звук «М». Понятие «Гласные и согласные звуки».

Чтение слогов «ма, мо, му», составление слова «Мама»

Развитие фонематического слуха в игре «Придумай слово, которое начинается со звука…»

 

Число и цифра 4. Состав числа 4.

Игра «Найди отличия»

Ориентация во времени: времена года, месяцы.

Изображение осенней и весенней ветки по представлению.

 

                               6. «Папа, мама, я - дружная семья» (4ч.)

 

1. Рисование и закрашивание узора по правилам.

2. Пальчиковая гимнастика. Разучивание потешки «В прятки пальчики играли».

1.Звук «П». Составление слогов из изученных букв, слов «папа, мама».

2. Разучивание скороговорки.

3. Сказка «Репка»

1. Число и цифра 5. Состав числа 5. Прямой и обратный счет в пределах 5.

2. Использование ориентировочных терминов «между», «за», «слева», «справа» и др. в игровом упражнении «Отгадай, чего не стало»

Работа с пластилином:

«Моя любимая игрушка»

 

 

 7. «Все профессии нужны, все профессии важны» (4ч.)

 

1. Пальчиковая гимнастика. Разучивание сказки «Сорока-белобока»

2. Обведение по контуру узора в рабочей строке.

3. Разукрашивание сюжетной картинки «Птичий двор»

1. Звук «К».

2. Работа с книгой. Слушание сказки «Петушок и бобовое зернышко». Развитие грамматического строя и связной речи. Совершенствование диалоговой речи.

 

1. Число и цифра 6. Состав числа 6.

2. Игровое упражнение «Поучимся считать»: закрепление навыков отсчета предметов, прибавление и вычитание на один.

3. Сравнение трех предметов: нахождение сходства и различия.

Аппликация с использованием шаблонов: «Атрибуты профессий».

 

8. «Дом, в котором я живу» (4ч.)

 

1. Обведение по контуру элементов букв в рабочей строке.

2. Разукрашивание сюжетной картинки.

1. Звук «Д».

Составление слогов  и слов из изученных букв

2. Сказка «Теремок». Развитие наблюдательности, последовательности изложения.

1. Счет предметов в пределах 6.

2. Счет парами.

3. Игровое упражнение «Когда так бывает?»: ориентация во времени.

 

Иллюстрация к сказке «Теремок»

 

                        9. «Село, в котором я живу» (4ч.)

 

1. Письмо элементов букв.

2. Разукрашивание сюжетной картинки «В гостях у гномика»

1. Звук «З». Твердые и мягкие согласные звуки.

2. Артикуляционные упражнения. Заучивание и проговаривание скороговорок.

3. Игровое упражнение с мячом «Я живу…»

1.  Число и цифра 0.

2. Состав чисел в пределах 6

3. Игра «Преврати геометрическую фигуру в предмет»

Пластилиновая сказка.

 

                       10. «В гостях у Светофорика» (4ч.)

 

1. Обведение по контуру предметов в рабочей строке. Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии.

2. Пальчиковая гимнастика: потешки по выбору детей.

3. Разукрашивание сюжетной картинки «Я играю во дворе»

1. Знакомство детей с понятием речь.

2. Звук «С». Проговаривание чистоговорок.

3. Игра с мячом по ПДД: «Я – вопрос, ты – ответ»

4. Отгадывание загадок.

 1. Знакомство с особенностями квадрата.

2. Соотнесение количества предметов с цифрой.

3. Игровое упражнение «Поучимся считать»: прибавление и вычитание

1, 2.

Аппликация из геометрических фигур «Светофорик»

 

                       11. «К нам  прилетели снегири» (4ч.)

 

1. Письмо элементов букв. Обведение по контуру предметов в рабочей строке.

2. Разукрашивание сюжетной картинки «Перелетные птицы»

1.Звук «Р».

2. Развитие фонематического слуха в игре «Придумай слово, которое начинается со звука…»

3. Н Рубцов «Воробей» (забота о птицах зимой)

 1. Число и цифра 7. Состав числа 7.

2. Сравнение количества предметов, понятия «больше на», «меньше на».

3. Упр. «Нарисуй прямоугольник, как показано на рисунке»

Оригами. Снегирь.

 

                       12. «Лесные жители» (4ч.)

 

1. Обведи, дорисуй и раскрась.

2. Разучивание потешки «Сидит белка на тележке…»

1. Звук «Л».

2. Классификация предметных картинок (дикие и домашние животные); развитие речевой активности.

3. Игра «Назови слово противоположного значения»

1. Состав чисел в пределах 7

2. Ориентация во времени: дни недели.

3. игровое упр. «Какой по счету предмет спрятали»: порядковый счет в направлениях «справа», «слева», «от».

Пластилиновые лесные жители.

 

                        13. «Будем вежливы и аккуратны» (4ч.)

 

 1.    Рисование узора по написанному рисунку (пунктиром)

2. Составление рассказа по картинке о правилах поведения за столом. Разукрашивание.

1. Звук «Ж».

Обучение правильному произношению звуков.

2. Э. Успенский «Разгром»

1.Число и цифра 8. Состав числа.

2. Логические задачи.

3. Игра Напиши пропущенные знаки» («+», «- »)

Рисунок «Волшебные круги» (Превращение кругов  в предметы). Фантазия детей.

 

                       14. «День и ночь – сутки прочь» (4ч.)

 

 1. Работа в рабочей строке (дорисовывание недостающих элементов предмета).

2. Разукрашивание и дорисовывание сюжетной картинки.

1. Звук «Ш».

2. Произносительная сторона речи, чистоговорка. Артикуляционные упражнения.

3. Игровое упр. «Найди звук в слове»

 

1. Состав чисел 6 и 8.

2. Деление целого на равные части на примере яблока, апельсина (половинка, четверть).

 

Состояние неба. Полное заполнение листа.

 

15. «Наши забавы» (4ч.)

 

1. Работа в рабочей строке (дорисовывание недостающих элементов предмета).

2. Разукрашивание и дорисовывание сюжетной картинки.

1. Звук «Т».

2. Рассказывание сказки «Колобок» по картинкам.

3. Дидактическое упр. «Запомни только те слова, которые начинаются со звука…»

1. Порядковый и обратный счет в пределах 10.

2. Задачи в стихах.

3. Упр. «Нарисуй овалы, как показано на рисунке»

Рисунок «Зимние забавы»

 

16. «Кто живет в реке?» (4ч.)

 

1. Работа в рабочей строке (дорисовывание недостающих элементов предмета).

2. Разукрашивание и дорисовывание сюжетной картинки.

1.Звук «и». Чтение слогов.

2. Игра с мячом «Слова длинные и короткие»: развитие чувства ритма слов, слоговой анализ. Выполнение действий по правилам.

1. «Пластилиновая сказка»: геометрическая пропедевтика (шар, цилиндр, конус).

2. Логические задачи.

Оригами. Рыбка.

 

                     17. «Защитники Отечества» (4ч.)

 

1. Письмо печатных букв А – Я.

2. Пальчиковая гимнастика: потешка «Этот пальчик…»

1. Буквы «А-Я». Чтение слогов с данными буквами

2. Артикуляционное упр. «Выделим первый звук в словах». Зарисовка положения губ схемой при произношении гласных звуков.

1. Число и цифра 9. Состав числа 9.

2. Временные отношения: раньше, позже.

3. Упр. «Дорисуй ряд, используя закономерность»

Поздравительная открытка.

 

18. «Моя любимая мама» (4ч.)

 

 1.  Письмо печатных букв О - Ё.

2. Потешка «Идет коза рогатая» с выделением звука «З»

 

1. Буквы «О-Ё». Чтение слогов и слов с изученными буквами.

2. Звукопроизношение гласных звуков по артикуляции в упражнении «Телевизор без звука».

1. Порядковый счет, ориентация от предмета.

2. Упр. «У кого сколько ног и ушей?»

3. Упр. «Составь узор по памяти»

Поздравительная открытка.

 

19. «Ждём гостей» (4ч.)

 

 1.  Письмо печатных букв У – Ю.

2. Пальчиковая гимнастика Потешка «Вова, Вова карапуз»»;

упр. с бумагой: скомкивание в шар

 

1. Буквы «У - Ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами.

2. Упр. «Назови одним словом», «Найди лишний предмет», «Что изменилось?»

1. Число 10. Состав числа 10.

2. Отношения «больше», «меньше».

3. Упр. «Найди отличия»

Рисование птиц.

 

20. « Внимание, дорога! Помни правила движенья. Транспорт. » (4ч.)

 

 1.  Письмо печатных букв Э - Е.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Пальчиковая гимнастика «Ваня-Ваня, простота».

 

1. Буквы «Э - Е». 

 2. Письменная речь: понятие о письменной речи, чтение рассказа по картинкам.

1. Запись цифр.

2. Упр. «Напиши пропущенные цифры»

3. Пространственные отношения: длиннее, короче.

Оригами. Конструирование из бумаги машин.

 

21. «Весна идет, весне дорогу» (4ч.)

 

 1.  Письмо печатных букв Ы - И.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Пальчиковая гимнастика: потешки по выбору детей..

 

1. Буквы «Ы – И»

2. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей.

3. Сказка «Лиса и журавль»

1. Упр. «Составь задачу по картинке».

2. Отношения: тяжелее, легче.

Рисование «Природа просыпается»

 

                22. «Дикие и домашние животные» (4ч.)

 

 1.  Письмо печатных букв М, Н.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Пальчиковая гимнастика: потешки по выбору детей.

 

1. Буквы «М, Н»

2. Упр. «Найди слова противоположного значения»

3. Составление рассказа по картинкам. Развитие речи. 

1. Упр. «Назови соседей числа»

2. Упр. «Составь задачу по картинке».

3. Упр. «Дорисуй по правилам»

Пластилиновая мозаика. Зоопарк.

 

        23. «Какие бывают растения?» (4ч.)

 

1.  Письмо печатных букв Р, Л.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Разучивание  скороговорки.

 

1. Буквы «Р, Л».

2. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. 

3. Работа с загадками: нахождение доказательств отгадки, самостоятельность суждений.

1. Состав изученных чисел. 2. Задачи в стихах.

3. Ориентация в пространстве: «Отгадай, что я ищу»

4. Упр. «Дорисуй по правилам»

Аппликация «Цветик-семицветик»

 

24. «Любимый мир сказок» (4ч.)

 

1.  Письмо печатных букв Г, К.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Дидактическая игра «Загадка»: развитие способности выделять в слышимом существенные признаки, по ним определять предмет.

 

1. Буквы «Г – К»

2. Слушание любимых сказок: «Серая Шейка» Пересказ по картинкам и вопросам..

1. Состав изученных чисел.

2. Геометрическая пропедевтика: треугольник.

3. Игра с раздаточным материалом: «Собери узор по образцу»

Лепка сказочных героев.

 

                                 25. «Каждому предмету своё место» (4ч.)

 

1.  Письмо печатных букв З, С.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Игра с мячом: подбор слов, противоположных по значению.

 

1. Буквы «З – С».

2. Слушание басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Анализ по вопросам и картинкам.

3. Пословицы о труде.

 

1. Счет в пределах 10.

2. Упр. «Назови соседей числа»

3. Упр. «Составь задачу по картинке».

4. Упр. «Найди лишнюю геометрическую фигуру»

Рисование отгадок к загадкам о школьных принадлежностях

 

         26. «Чудо рядом» (4ч.)

 

1.  Письмо печатных букв Ш, Ж.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Проговаривание чистоговорок.

 

1. Буквы «Ш - Ж».

2. Слушание сказки М. Михайлова «Два Мороза»

3. Пословицы о труде и лени.

 

1. Состав чисел 5 и 6.

2. Составление задачи по картинке.

3. Упр. «Нарисуй кошку, как показано на рисунке» (геометрическая пропедевтика)

Виды вышивки. Рисование бордюров по мотивам народных вышивок.

27. «Мои увлечения» (4ч.)

 

1.  Письмо печатных букв Д, Т.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Проговаривание чистоговорок.

 

1. Буквы  «Д – Т».

2. Упр. «Составь по картинке предложения». Счет слов в предложении.

3. Разучивание скороговорки.

1. Состав числа 10.

2. Упр. «Найди соседей числа», «Назови правых (левых) соседей числа»

3. Упр. «Составь предмет из геометрических фигур».

Рисование на свободную тему.

28. «Во саду ли, в огороде» (4ч.)

 

1.  Письмо печатных букв Б, П.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши» (если в слове есть звук…)

1. Буквы «Б – П»

2. Составь рассказ по картинке.

3. Упр. «Назови одним словом», «Найди лишний предмет», «Что изменилось?»

1. Упр. «Соседи чисел»; сравни два числа, докажи, что одно из них больше.

2. Упр. «Дорисуй недостающие геометрические фигуры в каждом ряду»

Лепка овощей, фруктов.

 

29. «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!» (4ч.)

 

1.  Письмо печатных букв В, Ф.

2. Чтение стихов «На что похожа буква?»

3. Потешки по выбору детей.

 

1. Буквы «В – Ф»

2. Гласные и согласные звуки русской речи.

3. Упр. «Послушай загадку, найди слово – отгадку»

1. Состав чисел 5,6,7.

2. Повторение геометрического материала.

3. Задачи в стихах.

Рисование на свободную тему.

30. «Еже ли вы вежливы» (4ч.)

 

1.  Письмо печатной буквы Й, Ч

2. Печатание слов.

3. Игра с мячом «Поймай вопрос – пришли ответ»

 

1. Буква «Й», «Ч».

2. Слушание сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

3. Анализ сказки по вопросам. Работа с пословицами.

1. Состав числа 8.

2. Составление задач по рисункам.

3. Упр. «Нарисуй предмет, как показано на рисунке».

Лепка чайной посуды.

 

31. «Мы помощники» (4ч.)

 

1. Письмо печатных букв Ц, Щ.

2. Угадай загадку – напиши отгадку!

1. Буквы «Ц», «Щ».

2. Составление рассказа по серии картинок.

3. Игра «Не ошибись»: дифференциация звуков на гласные, мягкие и твердые согласные.

1. Состав числа 9.

2. Строим из геометрических фигур.

3. Упр. «Нарисуй предмет, как показано на рисунке».

Рисование на свободную тему.

 

32. «Хлеб – всему голова!» (4ч.)

 

1. Письмо печатной буквы Х.

2. Потешки по выбору детей.

1. Буква «Х». Чтение слогов, слов.

2. Составление рассказа по серии картинок.

1. Состав числа 10.

2. Деление целого на равные части.

3. «Найди соседей числа»

Каравай из соленого теста.

 

33. «Здравствуй, лето красное!» (4ч.)

 

1. Письмо Ь и Ъ.

2. Разучивание приговорки «Солнышко-ведрышко, выйди из-за облачка, сядь на пенёк, погуляй весь денёк»

1.  Составление рассказа по серии картинок.

2. Игра «Не ошибись»: дифференциация звуков на гласные, мягкие и твердые согласные.

1. Состав чисел 8, 9, 10.

2. «Отгадай, какое число я задумала».

3. Упр. «Нарисуй предмет, как показано на рисунке».

Выставка детских поделок.

 

                                     Используемая литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983
  2. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. - Начальная школа, 1998г., №4
  3. Бурс Р. С. Готовим детей к школе. - М.: Просвещение, 1997
  4. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. - М.: Педагогика, 1989
  5. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика. - М.: Просвещение, 1996
  6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития, 2000
  7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития, 2000
  8. Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000
свернуть